Рис. 3-125.
Когда двигатель холодный, циркуляция жидкости происходит по малому кругу, в обход радиатора, что способствует быстрому прогреву двигателя.
Радиатор — трубчатого типа, на моделях с автоматической коробкой передач к нему прикрепляется контур охлаждения жидкости автоматической коробки передач. В верхнем бачке радиатора установлена наливная горловина, закрывающаяся пробкой. Пробка сообщает радиатор с расширительным бачком, а также служит для сброса из системы излишнего давления. При достижении давления порядка 1.5 кг/см охлаждающая жидкость и ее пары через выпускной клапан поступают в расширительный бачок.
И наоборот, при понижении давления в результате охлаждения жидкости (ниже 1 кг/см2) она из расширительного бачка через впускной клапан поступает в радиатор. Значения давлений впуска и выпуска для разных пробок различны. Если расширительный бачок в системе не предусмотрен, то избыточное давление сбрасывается в атмосферу. В этом случае в пробке присутствует только один клапан.
Никогда не снимайте пробку радиатора, если двигатель не остыл, так как из-за высокого давления жидкости можно получить серьезный ожог.
Обмотайте пробку толстой материей и осторожно снимите пробку, отвернув ее сначала на четверть оборота, и только после сброса давления сняв ее полностью.
Чтобы проверить состояние пробки, необходимо подать на нее давление с помощью специального тестера (рис. 3-126).
Рис. 3-126.
Потяните за впускной клапан, чтобы открыть его (рис. 3-127). Проверьте, что после отпускания клапан полностью закрывается.
Рис. 3-127.
Для проверки системы на наличие утечек необходимо создать в системе давление с помощью тестера пробки (но не выше как правило 1.5 кг/см2!) (рис. 3-128).
Рис. 3-128.
Вентилятор (или вентиляторы) радиатора, как правило, имеет электропривод, позволяющий ему автоматически включаться и выключаться по достижении определенных температур охлаждающей жидкости. Включение и выключение происходит с помощью термовыключателя (или термовыключателей, если вентиляторов несколько).
Термовыключатель последовательно включен в цепь питания реле вентилятора, и при низкой температуре жидкости ток в обмотке реле ниже значения срабатывания реле. При некоторой определенной температуре жидкости сопротивление термовыключателя падает настолько, что ток становится больше порогового значения открывания реле. Контакты реле замыкаются, и вентилятор включается.
Аналогичным образом происходит выключение вентилятора. При этом сопротивление термовыключателя подобрано таким образом, что температура его выключения ниже температуры включения на несколько градусов.
Если электродвигатель вентиля тора исправен и обрывы и короткие замыкания в электрических цепях отсутствуют, но вентилятор либо не включается, либо не выключается — проверьте термовыключателя или реле:
- 1) Если вентилятор не включается даже при достаточно прогретом двигателе — отсоедините разъем Термовыключателя и накоротко замкните его контакты. Если вентилятор включится — замените термовыключатель.
- 2) Если вентилятор все же не включается — проверьте реле, выключив зажигание, вынув предохранитель вентилятора и подав на обмотку реле напряжение от аккумуляторной батареи. Измерьте сопротивление между рабочими контактами реле. Если сопротивление равно — замените реле. Если сопротивление равно 0 — то проверьте вентилятор, подав напряжение питания напрямую на него, а также предохранитель вентилятора и электропроводку.
- 3) Если вентилятор продолжает работать даже при остывшем двигателе — включите зажигание и отсоедините разъем термовыключателя. Если вентилятор выключается — замените термовыключатель.
- 4) Если вентилятор продолжает работать — отсоедините реле вентилятора. Если вентилятор выключается — замените реле вентилятора.
- 5) Если вентилятор и после этого продолжает работать — проверьте вентилятор, подав напряжение питания напрямую на него, а также предохранитель вентилятора и электропроводку.
Точное определение состояния термовыключателя производится путем его снятия и погружения, в нагреваемую воду. Подключите между его контактами омметр и следите за показаниями омметра и термометра. При нагреве до температуры включения вентилятора сопротивление термовыключателя должно упасть до нуля, а при остывании ниже температуры выключения вентилятора омметр должен показать Если результаты проверки отрицательны — установите новый термовыключатель такого же типа.
На многих моделях вентилятор имеет привод от шкива. Отличительной особенностью является наличие вязкостной муфты, позволяющей вентилятору работать с меньшей скоростью при увеличении оборотов коленвала, что снижает шум и энергопотребление.
Открутите болты крепления вязкостной муфты к вентилятору (рис. 3-129), снимите ее и проверьте на плавность проворачивания, наличие повреждений и утечек масла (вязкостная муфта заполнена силиконовым маслом).
Рис. 3-129.
В одну электрическую цепь последовательно друг другу включены датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости.
Сопротивление датчика имеет отрицательную температурную характеристику: при увеличении температуры оно уменьшается, и наоборот.
Проверьте исправность указателя, включив зажигание, отсоединив разъем датчика и кратковременно замкнув выводы разъема. Если стрелка указателя отклонится до максимального показания, то указатель исправен.
Чтобы проверить датчик температуры, его необходимо снять, подключить омметр между его выводом и корпусом и погрузить в подогреваемую воду. Запишите показания омметра при различных значениях температуры и сравните их со значениями, гарантируемыми изготовителем датчика.
В дизельных двигателях используются два датчика (могут располагаться в одном общем корпусе), имеющие разные температурные характеристики — дополнительный датчик используется в цепи управления предварительным разогревом.
Термостат системы охлаждения имеет твердотельный термочувствительный рабочий элемент.
При повышении температуры охлаждающей жидкости выше температуры открывания термостата рабочий элемент термостата расширяется, и клапан термостата открывается, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
Есть 3 типа исполнения термостата в зависимости от преобладающего климата: стандартное, холодное и тропическое.
При замене термостата всегда устанавливайте термостат того же самого типа.
Тип и (или) температура открывания клапана выштамповываются на корпусе термостата.
Чтобы снять термостат, слейте охлаждающую жидкость из системы, открутите болты крепления выпускного патрубка и снимите его вместе с термостатом. Запомните положение установки термостата. Проверьте посадку клапана при обычных температурах. Он должен сидеть плотно. Проверьте темпера, туру открывания клапана и максимальный ход поршня (рис. 3-130).
Рис. 3-130.
Тип термостата | Стандартный | Холодный | Тропический |
Температура открывания клапана,°С | 82 | 88 | 76.5 |
Максимальный ход поршня, мм/°С | 10/90 | 8/100 | 8/90 |
Также проверьте, закрывается ли клапан при температуре на 5°С ниже температуры открывания клапана.
Если термостат устанавливается с помощью герметика, то перед установкой удалите его остатки и нанесите непрерывную полоску герметика, как показано на рисунке 3-131. Установите термостат не позднее 5 минут после нанесения герметика, затем выждите 30 минут, после чего можно заполнять систему охлаждающей жидкостью и запускать двигатель. Устанавливая термостат, следите за тем, чтобы клапан выпуска воздуха был направлен вверх (рис. 3-132).
Рис. 3-131. | Рис. 3-132. |
Через несколько минут после запуска двигателя проверьте термостат на наличие утечек.
Насос системы охлаждения (водяной насос) разборке не подлежит и в случае неисправности должен быть заменен на новый.
Чтобы снять насос, необходимо слить охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, затем снять приводные ремни и шкив водяного насоса. Снимая насос, не пролейте охлаждающую жидкость на приводные ремни или цепи.
Устанавливается насос с помощью герметика.
После установки насоса надеж но установите все шланги и зажимы и проверьте систему охлаждения на наличие утечек с помощью тестера пробки радиатора.
Проверьте насос на наличие коррозии, а также на заедание при вращении из-за чрезмерного люфта (рис. 3-133).
Рис. 3-133.
Чтобы слить охлаждающую жидкость, необходимо, прежде всего, дать двигателю остыть. После этого можно безопасно снимать пробку наливной горловины радиатора.
Установив на отопителе рычаг управления температурой в положение максимальной температуры (НОТ), снимите пробку радиатора, откройте сливные краны или пробки радиатора и блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость.
Чтобы удалить из радиатора скопившуюся ржавчину, рекомендуется промыть систему охлаждения. В отверстие под пробку радиатора вставьте шланг с водой и подавайте напор в течение времени, достаточного для того, чтобы жид кость, вытекающая из сливных кранов, стала чистой и прозрачной. Если 15-20 минут будет недостаточно, то можно выполнить промывку в обратном направлении, подсоединив шланг к выпускному патрубку радиатора. Вода при этом будет вытекать из наливной горловины, и необходимо не допустить ее попадания на элементы электрооборудования.
Промыв систему в обратном направлении, промойте ее снова в прямом направлении.
Окончив промывку, залейте охлаждающую жидкость в радиатор, а также в расширительный бачок до отметки "МАХ". Рычаг управления температурой на отопителе по-прежнему должен находиться в положении НОТ.
Установите "временную" пробку радиатора, которая позволит воздуху и охлаждающей жидкости поступать в расширительный бачок независимо от давления в системе охлаждения. Для этого между впускным клапаном пробки (клапаном отрицательного давления) и его седлом установите подходящую стальную проволоку (рис. 3-134).
Рис. 3-134.
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
В течение примерно 10 секунд удерживайте обороты двигателя на уровне 2500 в минуту, затем вернитесь к оборотам холостого хода. Повторите это 2-3 раза, следя за индикатором температуры, чтобы не перегреть двигатель.
Остановите двигатель и дайте ему остыть, ускорив охлаждение с помощью вентилятора.
Снимите "временную" пробку радиатора и проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте жидкость до наливной горловины радиатора.
Заполните охлаждающей жидкостью расширительный бачок до отметки "МАХ" или "FULL".
Повторите процесс с увеличением и сбросом оборотов двигателя и последующей доливкой жидкости два или более раз, затем, вынув проволоку, установите оригинальную пробку радиатора.
Прогрейте двигатель. При нескольких различных положениях рычага управления температурой отопления проверьте на слух течение охлаждающей жидкости при ускорении двигателя от оборотов холостого хода до примерно 4000 об/мин. (Звук может отмечаться около водяного крана отопителя.)
Если звук прослушивается — спустите воздух из системы охлаждения, повторяя вышеописанную процедуру до тех пор, пока уровень охлаждающей жидкости не перестанет падать. (На некоторых двигателях прокачка системы охлаждения может выполняться более сложным способом.)
Заглушите двигатель и дайте ему остыть. Установите оригинальную пробку радиатора и проверьте все снимавшиеся компоненты на правильное подсоединение.