Рис. 30. Наружный шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) привода японского легкового автомобиля.
Для смены пыльника надо расшплинтовать и отвинтить гайку крепления привода к ступице. Самое неприятное в этом то, что автомобиль надо сначала поддомкратить, снять колесо, вынуть шплинт, потом опять надеть колесо и опустить машину для того, чтобы подорвать гайку, а потом снова придется поддомкрачивать, теперь уже для того, чтобы вынуть привод. При подрыве гайки один человек должен находиться за рулем и давить на тормоза, а другой в это время ключом, зачастую с помощью трубы, должен подрывать гайку. Резьба на этой гайке хоть на левом колесе, хоть на правом всегда правая, т.е. гайка отвинчивается против часовой стрелки. Как снимать привод, было рассказано в главе «Снятие КПП*. Иногда шлицевое соединение привода не выходит из ступицы. В этом случае один человек должен оттягивать колесо в сторону (шаровая опора ведь снята), а другой молотком, через деревянный брусок, выбивать привод вовнутрь. Когда привод будет в руках, ни в коем случае (для облегчения работы) не срезайте ножиком старый пыльник. Дело в том, что новый пыльник (лучше всего использовать пыльники от «Нивы* ВАЗ 2121, они самые большие, но могут подойти и наружные пыльники от ВАЗ 2108) может оказаться слишком большим, т.е. его посадочное место не будет плотно обжимать привод. В этом случае можно новый пыльник закрепить поверх старого, вернее, оставить от старого пыльника посадочные места, этакие резиновые кольца, и натянуть сверху новый пыльник. Все это надо будет потом обжать проволокой, т.к. штатный хомут, скорее всего, не подойдет. Самая лучшая проволока для этой цели — железная, но отожженная, т.е. мягкая, но иногда мы используем медную проволоку.
Рис. 31. Внутренний шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) японского автомобиля на примере «Toyota Corolla-II». Поскольку на этом шарнире используется резиновый пыльник с фигурным посадочным местом, то при его замене в случае отсутствия фирменного пыльника новый пыльник (например, от автомобиля «Нива») можно закрепить поверх старого, используя его «фигурность».
На некоторых автомобилях («Toyota Corolla») посадочная часть пыльника может быть фигурной, русского аналога вы в этом случае не найдете, выход один: покупать пыльник от «Нивы» и надевать его поверх старого, как было описано выше. Чтобы надеть новый пыльник, привод надо разобрать. Для этого вы должны снять хомут, крепящий ту часть пыльника, которая имеет больший диаметр и отвернуть пыльник. Если там под слоем смазки вы увидите на конце вала привода шлицы, то сильным ударом молотка можно снять «железку», которая на эти шлицы надета. Дело в том, что в разных конструкциях приводов может быть надета или обойма шариков, или штуковина, напоминающая крестовину, но только с тремя «лучами», на которых закреплены ролики, или «кулак», входящий в зацепление с другим «кулаком», а между ними — шарики, для простоты изложения обозначим все эти конструкции словом «железка». Так вот эта «железка» зафиксирована на шлицах с помощью разрезного пружинящего кольца. Чтобы это кольцо сжалось, и нужен сильный удар молотка. Поскольку ударить молотком по «железке» трудно — мешает вывернутый пыльник, надо использовать какую-нибудь выколотку, например, латунный стержень диаметром около 2 см. В этом случае на самой «железке» не останется следов ударов. Когда она будет сбита, снять пыльник уже несложно. Несколько слов о смазке. Закладывать в пыльники надо специальную смазку «ШРУС», которая в свое время была специально разработана для этих целей (готовился выпуск ВАЗ 2108). Поскольку ее нет, наиболее подходящей можно считать ее замену смесью 50% трансмиссионного масла с противозадирными добавками и 50% смазки «Литол-24». Сам ШРУС и пыльник должны быть заполнены смазкой не более, чем на половину своего объема.