Особо «ранимыми» на скользкой дороге являются передние управляемые колеса. Если летом можно повысить управляемость за счет искусственной загрузки передних колес весом автомобиля, то зимой эффект от этого приема минимальный и резкие повороты на большой угол должны быть ограничены или вообще исключены из практики.
Полностью отпущенная педаль газа при маневрах и поворотах — это ошибка. Небольшая и строго дозированная тяга при маневрировании необходима.
Когда автомобиль в повороте начинает соскальзывать передними колесами (ситуация «снос»), нужно преодолеть желание довернуть руль и, наоборот, — уменьшить угол поворота колес и тягу.
Реакция водителя на занос предполагает резкие «взрывные» действия руками, а не перебирание руля с невысокой скоростью.
Реагируя на занос, не забывайте об особенностях каждого привода. Если автомобиль имеет передний привод — нужно увеличить тягу. Если автомобиль заднеприводный — тягу нужно прекратить. Если у автомобиля полный привод — нужно уменьшить тягу или отпустить педаль «газа» и вновь ее нажать.
При серии экстренных маневров на скользкой дороге автомобиль может попасть в ситуацию «ритмичного заноса», когда задняя ось движется как метла дворника. Чтобы стабилизировать автомобиль, нужно применить серию рывковых действий руками, противонаправленных его колебаниям.
Если автомобиль раскачало на дороге и началось неуправляемое вращение, воздержитесь от торможения с полной блокировкой колес, иначе вы спровоцируете боковое скольжение автомобиля и окажетесь на встречной полосе или обочине.
Если позволяет мастерство и владение собственными эмоциями, помогите автомобилю довернуться на 360°, чтобы продолжить прямолинейное движение. В условиях скользкой дороги на машинах с автоматической коробкой передач рекомендуется двигаться на фиксированных передачах. Это позволит использовать эффект «горного тормоза», т. е. торможения двигателем.
На полноприводных автомобилях на скользкой дороге желательно включить блокировку межосевого дифференциала.
Успевайте в сложных условиях наблюдать за своими соседями, чтобы выявить дефекты их вождения и спрогнозировать собственное поведение в соответствии с ситуацией на дороге.
Создайте себе запас дистанции на скользкой дороге, чтобы не зависеть от дефицита времени и мастерства.
Окажите помощь другому водителю при аварии, вынужденной остановке или опасной ситуации. Недаром говорят, что добро, особенно бескорыстное, всегда возвращается к человеку.