Подготовка к разборке
1. Снимите приводной ремень, предварительно отпустив стопорный болт корпуса генератора.
2. Снимите вентилятор и шкив насоса охлаждающей жидкости.
3. Снимите топливный насос.
4. Снимите распределитель зажигания.
5. Снимите ось коромысел и штанги толкателей.
Снятие цепи привода ГРМ и распределительного вала
1. Снимите восемь толкателей с помощью проволочки или магнита.
Предупреждение: храните толкатели в вертикальном положении и по порядку установки.
2. Снимите шкив коленчатого вала. Используя подходящее приспособление, отверните болт крепления шкива и с помощью съемника снимите его.
3. Отверните одиннадцать болтов и снимите крышку цепного привода.
4. Проверьте провисание цепи, используя специнструмент.
- Максимальное провисание — 13,5 мм при усилии 10 кг (98 Н).
Если цепь провисла на большую величину, замените цепь и звездочки.
5. Отверните два болта и снимите натяжитель цепи привода ГРМ.
6. Снимите цепь и звездочки.
а) Установите шкив на коленчатый вал.
б) Используя приспособление, отверните болт распределительного вала.
в) Снимите шкив с коленчатого вала.
г) Используя съемник, снимите звездочку распределительного вала вместе со звездочкой коленчатого вала и цепью.
7. Выверните два болта и снимите успокоитель цепи привода газораспределительного механизма.
8. Снимите упорную шайбу, отвернув два болта, и осторожно вытащите распредвал.
Внимание: при снятии распредвала не повредите опорные подшипники.
Оценка технического состояния и ремонт деталей ГРМ
1. Проверьте распределительный вал.
а) Уложите распредвал на призмы и измерьте биение средней шейки.
- Максимальное биение — 0,06 мм
Если биение более допустимого, замените распределительный вал.
б) Микрометром измерьте высоту кулачков.
Высота кулачков для двигателей:
2Y и 3Yмодели YH YH/ACE:
впускного клапана:
- номинальная — 38,185 - 38,285 мм
- минимальная — 37,82 мм
выпускного клапана:
- номинальная — 38,443 - 38,543 мм
- минимальная — 38,08 мм
Остальных серии Y (для моделей YH):
впускного клапана:
- номинальная — 38,620 - 38,720 мм
- минимальная — 38,26 мм
выпускного клапана:
- номинальная — 38,629 - 38,729 мм
- минимальная — 38,27 мм
Если высота кулачка меньше минимальной, замените распредвал.
в) Микрометром измерьте диаметр шеек.
Номинальные диаметры шеек:
- №1 — 46,459 - 46,475 мм
- №2 — 46,209 - 46,225 мм
- №3 — 45,959 - 45,975 мм
- №4 — 45,709 - 45,725 мм
- №5 — 45,459 - 45,475 мм
Если диаметры шеек выходят за допустимые пределы, проверьте зазор в подшипниках
г) Установите упорную шайбу и звездочку на распределительный вал.
д) Вверните и затяните болт крепления звездочки
- Момент затяжки — 90 Нм
е) Используя щуп, измерьте зазор между упорной шайбой и распределительным валом.
- Номинальный зазор — 0,07 - 0,22 мм
- Максимальный зазор — 0,3 мм
Если зазор больше максимального, замените упорную шайбу. Если необходимо, замените распределительный вал.
2. Проверьте цепь и звездочку.
а) Измерьте длину цепи, полностью вытянув ее, как показано на рисунке.
б) Повторите измерения, вытягивая цепь в разных местах.
Максимальная длина цепи при усилии натяжения 5 кг (49 Н) составляет 291,4 мм.
Если длина более допустимой, замените цепь.
в) При помощи штангенциркуля измерьте диаметр звездочки с цепью.
Минимальный диаметр звездочки:
- коленчатого вала — 59 мм
- распределительного сала — 114 мм
Если диаметр меньше минимального, замените цепь и обе звездочки.
3. Проверьте натяжитель цепи, измерив при помощи штангенциркуля его толщину.
Толщина натяжителя:
- номинальная — 15,0 мм
- минимально допустимая — 12,5 мм
Если толщина меньше минимальной, замените натяжитель.
4. Если необходимо, замените плунжер натяжителя цепи.
а) Используя скребок и молоток, извлеките пластину, стараясь не погнуть ее.
б) Снимите плунжер натяжителя и пружину.
в) Нанесите тонкий слой моторного масла на корпус натяжителя и на поверхность скольжения плунжера.
г) Установите пружину и новый плунжер натяжителя в корпус.
д) Установите пластину на место.
е) Используя торцевую головку и молоток, осадите пластину.
5. Проверьте успокоитель цепи, измерив штангенциркулем его толщину.
Толщина успокоителя:
- номинальная — 6,6 мм
- минимально допустимая — 5,0 мм
Если толщина меньше минимальной, замените успокоитель.
6. Микрометром измерьте диаметр толкателя, допустимое значение которого лежит в пределах: 21,387 - 21,404 мм.
Если диаметр выходит за эти пределы, проверьте зазор между цилиндрической поверхностью толкателя и стенкой отверстия под толкатель в блоке цилиндров.
7. Если необходимо, продуйте толкатели.
Используется два типа толкателей с гидрокомпенсаторами: "Toyota" и "GM". Для каждого из них используется свой метод продувки.
(Толкатели типа "Toyota")
Толкатель, погруженный в дизельное топливо, прокачайте несколько раз, чтобы удалить воздух из корпуса толкателя.
(Толкатели типа "GM")
Разберите и соберите толкатель, погруженный в дизельное топливо. Используя прибор для контроля утечек (тестер утечек), установите стопорное кольцо толкателя и седло шланги толкателя.
8. Проведите испытание на утечки.
Тестером утечек приложите усилие 20 кг (196 Н) на плунжер и измерьте время перемещения плунжера на 1 мм после того, как он опустился примерно на 2 мм.
- Время утечки: 7-50 с/1 мм при температуре 20 °C.
Замена переднего сальника коленчатого вала
Внимание: существуют два метода (А и В) замены сальника.
A. При снятой крышке цепного привода отверткой и молотком выбейте старый сальник. При помощи торцевой головки подходящего размера и молотка установите новый сальник (причем его поверхность должна быть заподлицо с краем крышки цепного привода). Смажьте рабочую кромку сальника консистентной смазкой.
B. При установленной крышке цепного привода при помощи съемника снимите сальник.
Смажьте поверхности нового сальника универсальной консистентной смазкой. При помощи торцевой головки или трубы подходящего размера и молотка установите новый сальник, причем его поверхность должна быть заподлицо с краем крышки цепного привода
Установка ГРМ
1. Установите распределительный вал.
а) Осторожно вставьте распределительный вал в блок цилиндров.
Внимание: при установке не повредите подшипники распределительного вала.
б) Установите упорную пластину и заверните два болта.
- Момент затяжки — 18 Нм
Внимание: устанавливайте пластину как показано на рисунке.
2. Установите успокоитель цепи, закрепив его двумя болтами.
- Момент затяжки — 18 Нм
3. Установите цепь и звездочки.
а) Поставьте установочную метку коленчатого вала вертикально вверх (поршень 1-го цилиндра должен находиться в ВМТ).
б) Совместите метку звездочки распределительного вала с меткой на упорной пластине.
в) Введите звездочки в зацепление с цепью.
Внимание: совместите метку цепи с меткой звездочки.
г) Одновременно установите цепь и звездочки.
д) Установите шкив на коленчатый вал.
е) Смажьте моторным маслом резьбы и головку болта крепления распределительного вала.
ж) Удерживая шкив коленчатого вала, вверните и затяните болт звездочки распределительного вала.
- Момент затяжки — 90 Нм
з) Снимите шкив с коленчатого вала.
4. Установите и закрепите двумя болтами натяжитель цепи.
- Момент затяжки — 18 Нм
5. Установите крышку цепного привода, поставив новую прокладку и закрепив крышку 11-ю болтами.
- Момент затяжки — 6 Нм
6. Установите шкив коленчатого вала.
При помощи пластикового молотка насадите шкив на носок коленчатого вала.
Нанесите слой моторного масла на резьбу и головку болта шкива коленчатого вала. Удерживая шкив от проворачивания, заверните и затяните болт шкива.
- Момент затяжки — 157 Нм
7. Используя проволочку или магнит вставьте толкатели в свои гнезда.
Окончательная сборка и установка навесного оборудования
1. Установите штанги и узел оси коромысел.
2. Установите распределитель зажигания.
3. Установите топливный насос.
4. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и вентилятор.
5. Установите и натяните приводной ремень.
6. Запустите двигатель и проверьте наличие утечек.
7. Проверьте уровень масла.