Номинальный осевой зазор:
- серия EJ — 0,150-0,250 мм
- серия КЗ — 0,100 - 0,300 мм
Максимальный осевой зазор:
- серия EJ — 0,300 мм
- серия КЗ — 0,350 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
2. Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем его правильную сборку.
Если метки отсутствуют, то нанесите их на крышки и шатуны.
б) Отверните два болта (серия КЗ) или гайки (серия EJ) крепления крышки нижней головки шатуна.
в) Снимите крышку шатуна.
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
Разборка и сборка блока цилиндров (серия КЗ).
1 - крышка шатуна,
2 - вкладыши шатунного подшипника,
3 - поршень с шатуном в сборе,
4 - крышка коренного подшипника,
5 - коленчатый вал,
6 - вкладыш коренного подшипника,
7 - упорное полукольцо,
8 - масляная форсунка,
9 - компрессионное кольцо №1,
10 - компрессионное кольцо №2,
11 - маслосъемное кольцо,
12 - поршень,
13 - шатун,
14 - поршневой палец.
г) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на наличие точечной коррозии и царапин.
При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.
ж) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки. Затяните болты (серия КЗ) или гайки (серия EJ) крепления (подробней см. подраздел "Сборка" раздела "Блок цилиндров").
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла на резьбы и под головки болтов перед их установкой.
Момент затяжки:
Серия EJ — 36 ±6 Нм
Серия КЗ:
- 1- й этап — 22 ±2,5 Нм
- 2- й этап — довернуть на 90°
з) Снимите нижнюю крышку шатуна, вывернув болты / отвернув гайки.
и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора шатунного подшипника.
Зазор шатунного подшипника:
Серия EJ:
- номинальный — 0,020 - 0,044 мм
- максимальный — 0,070 мм
Серия КЗ:
- номинальный — 0,016 - 0,040 мм
- максимальный — 0,070 мм
(Серия EJ) Если зазор больше максимального, замените вкладыши шатунных подшипников.
(Серия КЗ) Если зазор больше максимального, проверьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала, внутренний диаметр большой головки шатуна и толщину вкладышей. Замените изношенные детали.
к) (Серия КЗ) Измерьте диаметр шатунных шеек коленчатого вала в четырех взаимно перпендикулярных направлениях, как показано на рисунке.
- Номинальный диаметр — 39,992 - 40,000 мм
Серия К3
л) (Серия КЗ) Измерьте внутренний диаметр большой головки шатуна.
- Номинальный диаметр — 43,000 - 43,008 мм
м) (Серия КЗ) Измерьте толщину вкладыша шатунного подшипника.
- Номинальная толщина — 1,488 - 1,492 мм
Примечание: в случае необходимости прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера.
- Рем. (0,25) — 39,726 - 39,766 мм
н) (Серия EJ) Замените вкладыши шатунных подшипников на новые. Используйте подшипники, имеющие туже метку, что и используемые, либо подберите новые вкладыши по таблице "Подбор вкладышей шатунного подшипника (серия EJ)". Не перешлифовывайте коленчатый вал.
Проверьте идентификационные метки.
о) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
3. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Разверткой удалите нагар с верхней части цилиндра.
Разборка и сборка блока цилиндров (серия EJ).
1 - крышка шатуна,
2 - вкладыши шатунного подшипника,
3 - поршневой палец,
4 - крышка коренного подшипника,
5 - коленчатый вал,
6 - вкладыш коренного подшипника,
7 - упорное полукольцо,
8 - компрессионное кольцо №1,
9 - компрессионное кольцо №2,
10 - маслосъемное кольцо,
11 - поршень,
12 - шатун.
Таблица. Подбор вкладышей шатунного подшипника (серия EJ).
Примечание: метка вкладыша шатунного подшипника = метка большой головки шатуна — метка шатунной шейки коленчатого вала.
б) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание: (серия EJ) наденьте на резьбу болтов резиновые шланги во избежание повреждений.
Серия EJ.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в порядке соответствия цилиндрам.
4. Снимите шатунные подшипники.
5. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад-вперед с помощью отвертки.
- Номинальный осевой зазор — 0,02 - 0,22 мм
- Максимальный осевой зазор — 0,30 мм
Если осевой зазор больше максимального, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец:
- серия КЗ — 1,92 - 1,99 мм
- EJ-VE — 1,94-1,99 мм
6. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Серия КЗ.
EJ-VE.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами.
Примечание:
- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в порядке сборки.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин. Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 59 ±6 Нм
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
Серия КЗ.
EJ-VE.
и) Снимите крышки коренных подшипников.
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор коренного подшипника:
Серия КЗ:
- номинальный — 0,016 - 0,036 мм
- максимальный — 0,070 мм
Серия EJ:
- номинальный — 0,004 - 0,028 мм
- максимальный — 0,060 мм
(Серия EJ) Если зазор больше максимального, подберите новые вкладыши коренного подшипника.
(Серия КЗ)
Если зазор намного больше номинального, измерьте диаметр коренных шеек коленчатого вала, диаметр постелей коренных подшипников в блоке цилиндров и толщину вкладышей (см. ниже).
Замените изношенные детали.
В случае необходимости прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера и подберите новые вкладыши по формуле: Измеренный диаметр коренной шейки + толщина нового вкладыша х 2 = 0,016 - 0,036 мм
л) (Серия КЗ) Измерьте диаметр коренной шейки коленчатого вала в двух точках (А) и (В).
- Номинальный диаметр — 45,988 - 46,000 мм
Если диаметр больше номинального прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера.
м) (Серия КЗ) Измерьте внутренний диаметр постели коренных подшипников в блоке цилиндров в двух местах на расстоянии 3 мм от краев опоры.
- Номинальный диаметр — 50,000 - 50,018 мм
Примечание: при замене необходимо использовать детали той же размерной группы, что и заменяемые.
Метка коренной шейки коленчатого вала (серия КЗ).
Метка постели коренного подшипника блока цилиндров (серия КЗ).
Метка вкладыша подшипника коренной опоры (серия КЗ).
Таблица для определения размерных групп вкладышей (серия КЗ).
Пример: метка "3" на блоке цилиндров + метка "2" на коленчатом валу = сумма "5" (необходимый вкладыш - №5).
н) (Серия EJ) Подберите новые вкладыши коренных подшипников.
Метка постели коренного подшипника блока цилиндров (серия EJ).
Метка коренной шейки коленчатого вала (серия EJ).
Таблица для определения размерной группы вкладыша подшипника коренной шейки (серия EJ).
Пример: метка вкладыша коренного подшипника = (метка постели коренного подшипника блока цилиндров) - (метка коренной шейки коленчатого вала) + 2.
о) Снимите пластиковые калибры.
9. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в порядке установки.