Поделитесь информацией:
Toyota Land Cruiser — полноразмерный полноприводный внедорожник японской корпорации «Toyota Motor», история которых берет начало в далеком 1951 году и которые выпускаются в настоящее время. Кузов установлен на прочной раме и был в форме универсала, хардтопа, кабриолета и шасси с кабиной. Имеет более роскошную и дорогую версию с названием «Lexus LX». Слово «land» переводится с английского как «наземный, сухопутный», а слово «cruiser» как «крейсер». Надежность Ленд Крузера привели к огромной его популярности и за все время было произведено более 6,5 миллионов автомобилей.
В 1941 году во время Второй Мировой Войны японцы захватили на одном из островов американский джип «Willys MB», который послужил прототипом для будущих японских внедорожников. Военные приказали инженерам «Toyota» начать производство аналогичного, но с другой внешностью. На свет появился прототип «Model AK». В 1942 году был разработан прототип «AK10», который представлял собой полутонный грузовик, использовавшийся только в армии. Название «Land Cruiser» появилось в 1954 году.
Основными конкурентами считаются автомобили Audi Q7, BMW X6, Chevrolet Tahoe, Infiniti QX80, Jeep Wrangler, Land Rover Discovery, Mercedes-Benz G-Class, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol, Porsche Cayenne, Range Rover и Volvo XC90.
Ленд Крузер BJ и FJ (1951-1955)
В январе 1951 года был разработан прототип «Toyota "Jeep" BJ», который полностью отличался от прототипа «AK10» и не имеет общих механических частей. Автомобиль имел двухдверный кузов с мягкой крышей, двигатель расположенный спереди и привод на задние колеса с подключаемым вручную полным приводом. Длина кузова составляла 3793 мм, ширина 1575 мм, высота 1900 мм, колесная база 2400 мм и снаряженная масса 1875 кг. Серийное производство началось в 1953 году. В 1954 году директор «Toyota» Ханджи Умехара придумал название «Land Cruiser». В то время в нише этих внедорожников был английский конкурент «Land Rover», поэтому для автомобиля придумали название, звучащее не менее достойно. Автомобиль использовался в основном полицией, лесниками и фермерами.
Двигатель сначала устанавливался бензиновый шестицилиндровый рядный объемом 3,4 литра (3386 см3, Type B, OHV) мощностью 84 л.с., позволяющий развивать максимальную скорость 80 км/час. В 1954 году появился шестицилиндровый рядный мотор объемом 3,9 литра (3878 см3, Type F, OHV) мощностью 125 л.с. Оба мотора четырехтактные карбюраторные с двумя клапанами на цилиндр. Коробка передач была трехступенчатая механическая, понижающей передачи для сложных дорожных условий не было.
Ленд Крузер J20 и J30 (1955-1960)
В 1955 году появилось обновленное поколение с кодом «J20». Автомобиль был нацелен на использование обычными людьми и впервые стал экспортироваться в другие страны. В Бразилии он назывался «Toyota Bandeirante». Дизайн кузова стал более элегантный, улучшенные подвеска и салон повысили комфорт езды. Вариантов стиля кузова было четыре — двухдверный с мягкой крышей, двухдверный с жесткой складной крышей, двухдверный пикап и пятидверный универсал. Длина двухдверного автомобиля составляла 3838 мм, ширина 1665 мм, высота 1900 мм, колесная база 2285 и снаряженная масса 1425 кг. Производство осуществлялось в Японии, а с 1958 года началось производство в Бразилии.
Двигатель располагался спереди, был шестицилиндровым рядником объемом 3,4 литра (3386 см3, Type B, OHV) мощностью 84 л.с. и 3,9 литра (3878 см3, Type F, OHV) мощностью 133 л.с. Максимальная скорость составляла 100 л.с. Коробка передач механическая четырехступенчатая, привод на задние колеса с подключаемым вручную полным приводом. Понижающей передачи также не предусмотрено.
В 1957 году появился пятидверный универсал с кодом «FJ35V», основанный на удлиненной базе 2650 мм.
Ленд Крузер J40 (1960-1984)
Следующее поколение рамного внедорожника с кодом «J40» появилось в 1960 году. Кузов был в основном двухдверный внедорожник длиной 3840 мм, шириной 1665 мм, высотой 1950 мм и снаряженной массой 1630 кг. Были также двухдверный пикап и четырехдверный внедорожник. Сначала было несколько вариантов колесной базы — короткая 2285 мм (J40/J41/J42), средняя 2430 мм (J43/J44/J46) и длинная 2650 мм (J45/J47). В 1963 добавлена более длинная колесная база 2950 мм (FJ45-B), используемая для пикапа и шасси с кабиной. В 1967 году кузов пятидверный внедорожник с колесной базой 2650 мм заменили на универсал (FJ55). В Бразилии автомобиль назывался «Toyota Bandeirante» и выпускался с двигателями от «Mercedes-Benz», а в Венесунеле продавался под названием «Toyota Macho».
Бензиновые двигатели были шестицилиндровые рядники объемом 3,9 литра (3878 см3, F, I6, 115 л.с.) и 4,2 литра (4230 см3, 2F, I6, 135 л.с.). Впервые появились дизельные моторы и в течении 24-летнего периода выпуска устанавливались следующие модели:
- 3,0 литра (2977 см3, B, I4, 1974-1984) мощностью 85 л.с.
- 3,2 литра (3168 см3, 2B, I4, 1979-1981) мощностью 93 л.с.
- 3,4 литра (OM324, I4, 1979-1984) мощностью 78 л.с.
- 3,4 литра (3432 см3, 3B, I4, 1961-1973) мощностью 98 л.с.
- 3,6 литра (3576 см3, H, I6, 1972-1980) мощностью 90 л.с.
- 3,7 литра (3661 см3, 14B, I4, 1994-2001) мощностью 96 л.с.
- 3,8 литра (OM314, I4, 1973-1989) мощностью 85 л.с.
- 4,0 литра (OM364, I4, 1989-1994) мощностью 90л.с.
- 4,0 литра (3980 см3, 2H, I6, 1980–1984) мощностью 105 л.с.
Коробка передач устанавливалась четырехступенчатая механическая.
В течении многолетнего выпуска этой модели в конструкцию вводились множество улучшений и доработок.
Ленд Крузер J50 (1967-1980)
Это поколение с названием «FJ55G» и «FJ55V» является первым четырехдверным универсалом и является основоположником современных Ленд Крузеров, ориентированных на комфорт. Колесная база составляла 2700 мм, длина 4675 мм, ширина 1735 мм, высота 1865 мм и снаряженная масса 1735-1865 кг. Производство осуществлялось только в Японии.
Двигатели устанавливали бензиновые шестицилиндровые рядные объемом 3,9 литра (3878 см3, F, OHV) мощностью 145 л.с., а с 1975 года его заменил мотор объемом 4,2 литра (4230 см3, 2F) мощностью 140 л.с. Коробка передач механическая четырехступенчатая, привод полный на все колеса. Максимальная скорость была 135 км/час.
Ленд Крузер J60 (1980-1989)
В 1980 году вышел новый Ленд Крузер серии «J60», который продолжил комфортабельную линию продолжавших набирать популярность спортивных внедорожников. Кузов представлял собой четырехдверный универсал с колесной базой 2730 мм, длиной 4675 мм, шириной 1800 мм, высотой 1750 мм и снаряженной массой 1945 кг. Интерьер был улучшен, был добавлен кондиционер, обогрев заднего ряда и другие опции для комфорта. Производство осуществлялось в Японии и Венесуэле, где автомобиль назывался «Toyota Samurai».
Бензиновые двигатели были только шестицилиндровые рядные объемом 4,0 литра (3955 см3, 3F, I6, 155 л.с.), 4,0 литра (3955 см3, 3F-E, I6, впрыск, 155 л.с.) и 4,2 литра (4230 см3, 2F, I6, 135 л.с.). Дизельных двигателей было также три модели объемом 3,4 литра (3432 см3, 3B, I4, 98 л.с.), 4,0 литра (3980 см3, 2H, I6, 107 л.с.) и 4,0 литра (3980 см3, 12H-T, I6, турбонаддув, 134 л.с.). Коробка передач устанавливалась механическая четырехступенчатая «H41F»/«H42F» и пятиступенчатая «H55F», а также впервые стал устанавливаться четырехступенчатый автомат «A440F».
Ленд Крузер J70 (1984-наст. время)
«Land Cruiser» серии «J70» пришел на замену «J40», выпускавшемуся более 20 лет и представляет собой внедорожник, ориентированный не на комфорт, как «J50», а на бездорожье. Выпускается до настоящего времени после нескольких обновлений. Кузов был представлен двухдверными: пикап («75/77», колесная база 3180 мм, длина 5075 мм, ширина 1690 мм, высота 1970 мм), хардтоп и тентованная крыша; трехдверный внедорожник («71/71», колесная база 2310 мм, длина 4070 мм, ширина 1770 мм, высота 1935 мм) и пятидверный внедорожник («73/74», колесная база 2980 мм, длина 4995 мм, ширина 1870 мм, высота 2070 мм). Внешний дизайн изменился незначительно, а технически автомобиль сильно продвинулся вперед. Сборка осуществлялась в Японии, Венесуэле и Португалии. В некоторых странах были названия «Bundera» или «Land Cruiser II», а затем как «Prado», которое позже с 1997 года применили для отдельной лини внедорожников «Land Cruiser Prado» серии «J90» (смотрите описание ниже).
За всю долгую историю этой серии бензиновых двигателей было четыре модели следующих характеристик:
- 2,4 литра (2366 см3, 22R, I4, SOHC) мощностью 97 л.с.
- 4,0 литра (3955 см3, 3F, I6, OHV) мощностью 155 л.с.
- 4,0 литра (3956 см3, 1GR-FE, V6, DOHC) мощностью 236 л.с.
- 4,5 литра (4477 см3, 1FZ-FE, I6, DOHC) мощностью 212 л.с.
Но основном устанавливались дизельные моторы:
- 2,4 литра (2446 см3, 2L, I4, SOHC) мощностью 86 л.с.
- 2,4 литра (2446 см3, 2L-T, I4, SOHC, турбонаддув) мощностью 90 л.с.
- 2,5 литра (2494 см3, VM HR588, I5, OHV, турбонаддув) мощностью 98 л.с.
- 3,0 литра (2982 см3, 1KZ-T, I4, SOHC, турбонаддув) мощностью 125 л.с.
- 3,4 литра (3432 см3, 13B-T, I4, OHV, турбонаддув) мощностью 120 л.с.
- 3,4 литра (3469 см3, PZ, I5, SOHC) мощностью 113 л.с.
- 4,0 литра (3980 см3, 2H, I6, OHV) мощностью 103 л.с.
- 4,2 литра (4164 см3, 1HD-FTE, I6, SOHC, турбонаддув) мощностью 164 л.с.
- 4,2 литра (4164 см3, 1HZ, I6, SOHC) мощностью 129 л.с.
- 4,5 литра (4461 см3, 1VD-FTV, V8, DOHC, турбонаддув) мощностью 202 л.с.
Коробка передач устанавливалась пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая «A440F».
За более чем 30-летнюю историю выпуска этой серии было сделано множетво изменений в техническую часть, двигатели, интерьер и экстерьер.
Ленд Крузер J80 (1990-2008)
В октябре 1989 года на Токийском автосалоне в Японии был показан Крузак серии «J80», а продажи начались в начале 1990 года. Автомобиль пришел на замену «J60» — комфортабельной серии внедорожников. Кузов был четырехдверный универсал длиной 4780-4820 мм, шириной 1830 мм (до 1992 года) и 1930 мм (с 1992 года), высотой 1785 (до 1992 года) и 1860 мм (с 1992 года), а также с колесной базой 2850 мм. Снаряженная масса составляла 2084-2159 кг. Двигатель располагался спереди продольно, привод полный на все колеса. С 1992 года автомобили с антиблокировочной тормозной системой имели вязкостную муфту, которая передавала не более 30% крутящего момента на нескользящую ось. В базовой комплектации устанавливали кондиционер. Сборка осуществлялась в Венесуэле и Японии.
Бензиновые двигатели были шестицилиндровые рядники объемом 4,0 литра (3955 см3, 3F-E, I6, OHV) мощностью 155 л.с. и 4,5 литра (4477 см3, 1FZ-FE, I6, DOHC) мощностью 212 л.с. Дизельных моторов было также две модели, обе шестицилиндровые рядники объемом 4,2 литра (4164 см3, 1HZ, I6, SOHC) мощностью 129 л.с. и 4,2 литра (4164 см3, 1HD-T, I6, SOHC, турбонаддув) мощностью 164 л.с. Коробка передач была четырех- и пятиступенчатая механическая, а также четырехступенчатая автоматическая.
В течении выпуска модели были проведены несколько улучшений модели. В декабре 1997 года производство «J80» в Японии было остановлено и заменено следующим поколением, а в Венесуэле производство продолжалось до 2008 года.
Ленд Крузер J100 (1998-2007)
В октябре 1997 года на тридцать втором Токийском автосалоне был показан «Grand Cruiser» а в январе 1998 года появилась серия «J100» в качестве замены «J80». Существовали две версии — «100» и «105». Серия «105» несет в себе шасси и трансмиссию от серии «80» с зависимой пружинной передней подвеской и рядным бензиновым мотором. Серия «100» с новой торсионной независимой подвеской, с активным контролем высоты и TEMS (амортизаторы с электронным управлением), новой трансмиссией и V-образным бензиновым мотором. Дизайн обоих вариантов выглядит похоже. Кузов представляет собой четырехдверный универсал длиной 4890 мм, шириной 1941 мм, высотой 1849 мм, колесной базой 2850 мм и снаряженной массой 2320 кг. Сборка осуществлялась в Китае и Японии.
Бензиновые двигатели устанавливались следующие — один шестицилиндровый рядный объемом 4,5 литра (4477 см3, 1FZ-FE, I6) мощностью 212 л.с. и впервые восьмицилиндровый V-образный объемом 4,7 литра (4663 см3, 2UZ-FE, V8) мощностью 271 л.с. Дизельных моторов было три модели следующих параметров — все 4,2 литра (4164 см3) — «1HZ» мощностью 129 л.с., «1HD-T» с турбонаддувом мощностью 164 л.с. и «1HD-FTE» с турбонаддувом мощностью 164 л.с. Коробка передач устанавливалась пятиступенчатая механическая, а также четырех- или пятиступенчатая автоматическая (A343F, A440F).
В 2003 модельном году автомобиль подвергли рестайлингу. Изменили бамперы, решетку радиатора и интерьер. Появилась в качестве опции система активного ночного видения «Night View», которая впервые в мире устанавливалась на автомобили. В 2005 году провели еще одно обновление. Изменению подверглись фары, поворотники, задние фонари, радиаторная решетка, интерьер.
На внетреннем японском рынке с 1998 года продавался представительский внедорожник «Land Cruiser Cygnus», основанный на «J100», но более «навороченный». В России этот автомобиль продавался под брендом «Lexus LX 470».
Ленд Крузер J200 (2007-наст. время)
В сентябре 2007 года было начато производство следующего поколение внедорожника Лэнд Крузер серии «J200». Разработка дизайна началась в 2002 году, а испытания прототипа проводилось с 2004 по начало 2007 года. Дизайн и платформа нового автомобиля та же, что и у «Lexus LX 570». Рама взята от пикапа второго поколения «Toyota Tundra», которая была укорочена и усилена. Были установлены более крупные тормозные диски и суппорты, а передняя подвеска усилена по сравнению с предшественником, нижняя часть защищена пластинами, стойки и крыша усилены, чтобы лучше защитить пассажиров при опрокидывании. Кузов был в виде пятидверноко универсала длиной 4990 мм, шириной 1980 мм, высотой 1970 мм, колесной базой 2850 мм и снаряженной массой 2405-2740 кг. Сборка осуществлялась в Японии и Китае.
Бензиновых двигателей было четыре модели, все V-образные шести- или восьмицилиндровые следующих характеристик:
- 4,0 литра (3956 см3, 1GR-FE V6) мощностью 236-285 л.с.
- 4.6 литра (4608 см3, 1UR-FE V8) мощностью 318 л.с.
- 4,7 литра (4663 см3, 2UZ-FE V8) мощностью 288 л.с.
- 5,7 литра (5663 см3, 3UR-FE V8) мощностью 381 л.с.
Дизельный двигатель был один восьмицилиндровый V-образный объемом 4,5 литра (4461 см3, 1VD-FTV, V8, турбонаддув) мощностью 202-268 л.с. Коробка передач устанавливалась пяти-, шести- или восьмиступенчатая автоматическая, а также пятиступенчатая механическая.
По сравнению с предшественником в серию «200» было добавлено множество современных автомобильных опций, функций и систем, таких как умный вход, кнопка запуска/остановки, климат-контроль, 10 подушек безопасности, система управления полным приводом, управление спуском, кинетическая динамическая подвеска (KDSS), камера заднего вида и многое другое.
В 2011 году провели обновление модели, коснувшееся усовершенствованию двигателей. В августе 2015 года провели второе обновление, коснувшееся коробки передач (восьмиступенчатая), передка автомобиля, решетки радиатора, фар с дневными ходовыми огнями, бамперов и задних фонарей.
Land Cruiser Prado (1990-наст. время)
Land Cruiser Prado — полноразмерный внедорожник с несущей рамой и полным приводом, выпускающийся с 1990 года по настоящее время японской компанией «Toyota Motor». В некоторых странах называется «Toyota Prado». Является младшей и меньшей версией классического «Land Cruiser». Имеет двухступенчатую раздаточную коробку, сзади жесткий мост с дифференциалом, спереди независимая подвеска. Более люксовая версия продается как «Lexus GX». В настоящее время делит платформу с «4Runner». Слово «prado» переводится с португальского как «поле или луг».
Родоначальником Прадо является серия «J70», выпускаемая с 1984 года, которая в некоторых странах так и называлась с коротким кузовом и мягким или жестким верхом.
Первое поколение (J70, 1990-1996)
В апреле 1990 года был представлен новый внедорожник серии «J70» с названием «Prado». Внешний дизайн принес новую решетку радиатора, передние крылья, капот и фары. Кузов представляет собой трех- или пятидверный универсал длиной 4585 мм, шириной 1690 мм, высотой 1885 мм, с колесной базой 2730 мм и снаряженной массой 1890 кг. Автомобиль позиционировался как комфортабельный автомобиль для дорог в противоположность выпускавшемуся параллельно с ним классического «Land Cruiser J70», который позиционируется как внедорожник.
Бензиновые двигатели были четырехцилиндровые рядники объемом 2,4 литра (2368 см3, 22R-E) мощностью 105 л.с. и 2,7 литра (2693 см3, 3RZ-FE) мощностью 150 л.с. Дизельные моторы были также четырехцилиндровые объемом 2,4 литра (2446 см3, 2L-TE, турбонаддув) мощностью 95 л.с., 2,8 литра (2779 см3, 3L) мощностью 90 л.с. и 3,0 литра (2982 см3, 1KZ-TE,турбонаддув) мощностью 130 л.с. Коробка передач устанавливалась четырехступенчатая автоматическая или пятиступенчатая механическая.
В 1993 году провели обновление, незначительно изменив панель приборов, подвеску, тормоза и детали отделки салона.
Второе поколение (J90, 1996-2002)
В мае 1996 года появилась самостоятельная серия «J90» полностью отделившись от классической серии «J70», выпускавшаяся до сих пор. Кузов был трехдверный универсал с короткой колесной базой (2370 мм) и пятидверный универсал с длинной колесной базой (2675 мм). Длина трехдверного составляла 4240 мм, пятидверного 4675 мм, ширина всех 1820 мм, высота 1880 мм и снаряженная масса 1740-1960 кг. Передняя подвеска стала независимой с двойными поперечными рычагами, которая так-же использовалась на пикапе «Tacoma» и внедорожнике «4Runner». Стандартным оборудованием являлись ABS и монитор, показывающий данные высотометра, термометра и давления воздуха. Телевизионный дисплей и магнитола были опцией. Была версия с улучшенной отделкой салона с названием «Challenger».
Бензиновых мотора были две модели, один четырехцилиндровый объемом 2,7 литра (2693 см3, 3RZ-FE, DOHC, 150 л.с.) и шестицилиндровый V-образный объемом 3,4 литра (3378 см3, 5VZ-FE, DOHC, 190 л.с.). Дизельные двигатели были только четырехцилиндровые объемом 2,8 литра (2779 см3, 3L, SOHC, 90 л.с.), 3,0 литра (2986 см3, 5L, SOHC, 97 л.с.) и 3,0 литра (2982 см3, 1KZ-TE, SOHC, турбонаддув, 145 л.с.). Коробка передач была пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая.
В середине 1999 года провели обновление автомобиля. Были добавлены противотуманные фары и иммобилайзер для двигателя.
Третье поколение (J120, 2002-2009)
В сентябре 2002 года начался выпуск третьего поколение Прадо серии «J120». Основан по прежнему на платформе, использующаяся для «4Runner». Была значительно усовершенствована передняя подвеска для повышения ее надежности. Кузов был в форме универсала трехдверного (колесная база 2450 мм, длина 4405 мм, ширина 1875 мм, высота 1865 мм, снаряженная масса 1790 кг) или пятидверного (колесная база 2790 мм, длина 4850 мм, ширина 1875 мм, высота 1855 мм, снаряженная масса 1900 кг), который имеет три ряда сидений. В Японии было шесть уровней отделки и комплектации — «Gx», «Tx», «Tz», «Tx Limited», «Tzg» и «Tz Limited». Сборка осуществлялась в Индии и Японии.
Бензиновых двигателей было четыре модели, два четырехцилиндровых объемом 2,7 литра (2693 см3, 3RZ-FE, I4, DOHC, 150 л.с.) и 2,7 литра (2693 см3, 2TR-FE, I4, DOHC, 158 л.с.), а также два шестицилиндровых V-образных объемом 3,4 литра (3378 см3, 5VZ-FE, V6, DOHC, 190 л.с.) и 4,0 литра (3956 см3, 1GR-FE, V6, DOHC, 236 л.с.). Дизельные моторы были все четырехцилиндровые объемом 3,0 литра (2986 см3, 5L-E, SOHC, 105 л.с.), 3,0 литра (2982 см3, 1KZ-TE, SOHC, турбонаддув, 145 л.с.) и 3,0 литра (2982 см3, 1KD-FTV, DOHC, турбонаддув, 170 л.с.). Трансмиссия устанавливалась четырех- или пятиступенчатая автоматическая, а также пяти- или шестиступенчатая механическая.
в 2007 году провели обновление оборудования и систем безопасности автомобиля, а также в Японии стала предлагаться в качестве опции абонентская телематическая служба «G-BOOK». С 2006 года выпускаются два клона «Prado» под названием «Dadi City Steed» и «Dadi Shuttle».
Четвертое поколение (J150, 2009-наст. время)
В октябре 2009 года появилось четвертое поколение серии «J150», которое представили на Международном автомобильном салоне во Франкфурте. Кузов традиционно выпускался в виде трехдверного и пятидверного универсала. Длина трехдверного автомобиля составляла 4485 мм, ширина 1885 мм, высота 1830 мм, колесная база 2450 мм и снаряженная масса 2060 кг. Пятидверный автомобиль был длиной 4760 мм, шириной 1885 мм, высотой 1845 мм, колесная база 2790 мм и снаряженная масса 2100 кг. Этот Прадо оснащен усовершенствованной системой полного привода и множеством электронных устройств. Запасное колесо может располагаться снаружи на задней двери или внутри под полом багажника, но с уменьшенным бензобаком. С улучшенной отделкой автомобиль продается под именем «Lexus GX 460».
Линейка бензиновых моторов выглядела следующим образом — четырехцилиндровый 2,7 литра (2693 см3, 2TR-FE, I4, 158 л.с.), а также шестицилиндровые V-образные 3,5 литра (3456 см3, 7GR-FKS, V6, 276 л.с) и 4,0 литра (3956 см3, 1GR-FE, V6, 236 л.с.). Дизельных двигателей также три модификации, все четырехцилиндровые объемом 2,8 литра (2755 см3, 1GD-FTV, I4, турбонаддув, 175 л.с.), 3,0 литра (2986 см3, 5L-E, I4, 105 л.с.) и 3,0 литра (2982 см3, 1KD-FTV, I4, турбонаддув, 170 л.с.). Коробка передач устанавливалась пяти- или шестиступенчатая механическая или автоматическая, а с 2015 года стал устанавливаться шестиступенчатый автомат «Aisin AC60F».
В 2013 году провели обновление модели. Улучшили оборудование, дизайн передка и фары. В сентябре 2017 года проведено второе обновление.