8. Расположите блок цилиндров нижней частью вверх.
9. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников.
10. Снимите «старые» вкладыши подшипников в блоке цилиндров и с крышек коренных подшипников, если они все еще на штатных местах. Протрите поверхности под подшипники в блоке и крышках чистой безворсовой тканью. Эти поверхности следует поддерживать в безупречной чистоте. Это очень важно для задания правильного радиального зазора в подшипниках.
Проверка радиальных зазоров в коренных подшипниках
11. Очистите тыльные стороны новых верхних вкладышей коренных подшипников (с канавками и смазочными отверстиями) и установите каждый на штатное место в блоке. Будьте аккуратны, чтобы не перепутать их. Каждый верхний подшипник имеет масляную канавку и смазочное отверстие
Предостережение. Смазочные отверстия в блоке цилиндров должны быть совмещены со смазочными отверстиями в верхних вкладышах подшипников.
Если вы работаете с двигателем V6, упорные подшипники (шайбы) следует установить в крышку и посадочное место в блоке № 2. На четырехцилиндровых двигателях упорные подшипники (шайбы) следует установить в крышку № 3 (центральную). Установите упорные шайбы так, чтобы сторона с канавкой была обращена наружу. Установите упорные шайбы так, чтобы один комплект был расположен в блоке, в другой комплект — в крышке коренного подшипника. Очистите тыльные стороны нижних вкладышей коренных подшипников (без канавок) и вложите в соответствующие ниши. Проследите за там, чтобы выступ на вкладыше подшипника входил в выемку в блоке цилиндров или крышке коренного подшипника.
Предостережение. Не используйте молоток при установке вкладышей подшипников на место и не повредите рабочие поверхности не наносите смазку на этой стадии.
12. Очистите поверхности вкладышей в блоке цилиндров и коренных шеек коленчатого вала чистой безворсовой тканью
13. Проверьте или очистите смазочные отверстия в коленчатом вале, поскольку любая грязь, присутствующей там, может идти только по одному пути — прямо через новые вкладыши.
14. После тщательной очистки коленчатого вала положите его на штатное место в блоке цилиндров
15. Перед окончательной установкой коленчатого вала следует проверить радиальный зазор в коренных подшипниках.
16. Отрежьте несколько нитей Plestigage подходящего размера (из комплекта для измерения зазоров в подшипниках скольжения). Они должны быть чуть короче ширины коренной шейки.
17. Установите по одной нити не каждую коренную шейку коленчатого вала, параллельно оси шейки (рис. 11.17).
Ряс. 11.17. Положите пять Plastigage на шейку коренного подшипника, как показано
18. Очистите поверхности вкладышей подшипников в крышках коренных подшипников. Придержите вкладыши и установите крышки на коленчатый вал и блок цилиндров. Не сместите нити Plastigage. Проследите за тем, чтобы крышки были установлены так, чтобы стрелки были обращены к переднему краю двигателя.
19. Перед вворачиванием болтов нанесите на их резьбу чистое моторное масло, а затем затяните болты усилием руки. Затяните болты крышек коренных подшипников в две стадии в показанной последовательности (рис. 11.19, а-в) предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы. Не проворачивайте коленчатый вал при выполнении этой операции.
Рис. 11.19, а. Последовательность затяжки болтов крышки коренных подшипников — четырехцилиндровые двигатели
Ряс. 11.19, б. Последовательность затяжки болтов крышки коренных подшипников — модели с двигателем V6
Рнс. 11.19, в. Последовательность затяжки боковых болтов крышки коренных подшипников — модели с двигателем V6
20. Выверните болты, работая в последовательности, обратной последовательности затяжки, и аккуратно снимите крышки коренных подшипников, направляя каждую прямо вверх и в сторону от блока. Не сместите нити Plastigage и не проворачивайте коленчатый вал. Если крышка подшипника не снимается, чтобы стронуть ее, аккуратно постучите по ней с обоих боков молотком с мягким бойком.
21. Сравните ширину разделенной нити Plastigage со шкалой, напечатанной на кромке упаковки комплекте для измерения зазоров в подшипниках скольжения (рис. 11.21). Типичный радиальный зазор в коренном подшипнике должен попадать в диапазон 0,04-0,06 мм. За сведениями по точному значению зазора в коренных подшипниках на конкретном двигателе обратитесь к дилеру.
Рис. 11.21. Оцените радиальный зазор подшипника с помощью шкалы на упаковке комплекте для измерения зазоров в подшипниках скольжения. Измерение выполняйте на самой широкой части нити Plastigage и используйте правильную шкалу (предусмотрены британская и метрическая шкалы)
22. Если зазор не соответствует норме, это может быть вызвано неправильным размером вкладышей подшипников (значит, потребуются другие вкладыши). Прежде чем принять решение о необходимости использования других вкладышей, убедитесь в отсутствии грязи или масла между вкладышами и крышкой или блоком цилиндров на момент измерения зазора. Если один конец нити Plastigage шире другого, шейка может быть сведена на конус. Если зазор все равно превышает предписанное предельное значение, следует заменить вкладыши вкладышами уменьшенного ремонтного размера.
Предостережение. При установке нового коленчатого вала используйте комплект вкладышей стандартного размера.
23. Тщательно удалите все спады нити Plastigage с коренных шеек и/или вкладышей подшипников. Убедитесь в чистоте смазочных отверстий. Будьте очень осторожны, чтобы не поцарапать подшипник, воспользуйтесь ногтем или краем пластиковой карточки.
Заключительная установка
24. Аккуратно извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
25. Очистите поверхности под вкладыши подшипников в блоке цилиндров, затем нанесите тонкий, равномерный слой смазки на молибденовой основе или моторного масла на каждую из рабочих поверхностей подшипников. Нанесите смазку на упорные поверхности, а также на поверхности шейки, сопрягаемые с упорным подшипником.
26. Очистите шейки коленчатого вала и положите коленчатый вал на штатное место в блоке цилиндров.
27. Очистите поверхности вкладышей подшипников и нанесите на них такую же смазку.
28. Придержите вкладыши подшипников на места и установите крышки коренных подшипников на коленчатый вал и блок цилиндров. Подкорректируйте положение крышек подшипников на месте с помощью латунной выколотки или молотка с мягким бойком.
29. Нанесите чистое моторное масло на резьбу болта, вытрите излишки масла и затем заверните болты и затяните их усилием руки.
30. Затяните болты крышек коренных подшипников в указанной последовательности (рис. 11.19, а или 11.19, б) усилием 13 или 16 Нм.
31. Отверткой или монтировкой отожмите коленчатый вал вперед, чтобы упорный подшипник принял заданное положение. После того как коленчатый вал будет от отведен полностью вперед, поставьте отвертку на место, чтобы усилие оставалось приложенным к коленчатому валу до полного затягивания всех болтов крышек коренных подшипников.
32. Затяните болты крышек коренных подшипников в две стадии в указанной последовательности (рис. 11.19, а или 11.19, б) предписанным усилием и на заданный угол в соответствии со Спецификациями в начале этой главы. На двигателях V6 последними затяните боковые болты (рис. 11.19, а).
33. Снова проверьте осевой зазор коленчатого вала с помощью щупа или стрелочного индикатора. Если упорные поверхности коленчатого вала не изношены и не повреждены и на них были установлены новые подшипники, осевой зазор должен быть правильным.
34. Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, чтобы проварить его на наличие возможного заедания. Момент проворачивания на должен превышать 5.6 Нм. Если момент проворачивания слишком велик, сразу же выясните и устраните причину этого.
35. Установите новую заднюю манжету (см. главу 2А или 2Б).