К сожалению, показания аккумулятора легко интерпретировать неправильно. Поэтому, чтобы подтвердить результаты диагностики, эту проверку следует использовать наряду с другими проверками.
Для точного толкования важны и абсолютные показания, и темп перемещения стрелки. Большинство приборов показывают разрежение в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.). Следующие справочные значения разрежения даются исходя из того предположения, что диагностика выполняется на уровне моря. При увеличении высоты над уровнем моря (или уменьшении атмосферного давления) показания уменьшаются. При высоте над уровнем моря выше приблизительно 600 метров с увеличением высоты на каждые 300 метров показания вакуумметра уменьшаются приблизительно на 25 мм рт. ст.
Подсоедините вакуумметр непосредственно к впускному коллектору, в котором присутствует разрежение, но не к корпусу дроссельной заслонки (рис. 4.6). Не отсоединяйте никакие шланги при выполнении этой проверки, так как это может привести к ошибочным показаниям
Перед началом проварки дайте двигателю возможность полностью прогреться. Установите противооткатные упоры под колеса и затяните стояночный тормоз. Переведите коробку передач в положение Р, запустите двигатель и позвольте ему работать с нормальной частотой вращения коленчатого вала а режиме холостого хода.
Внимание! Держитесь в стороне от вентиляторов и приводных ремней. Не приближайте вакуумметр к этим элементам.
Снимите показание с вакуумметра; в среднем на исправном двигателе показание должно находиться в диапазоне от 430 до 560 мм рт. ст. при поддержании довольно устойчивого положения стрелки (рис. 4.6). Обратитесь к следующим показаниям вакуумметра и ознакомьтесь с тем, что они говорят о состоянии двигателя:
1. Низкое устойчивое показание обычно указывает на утечку через прокладку между впускным коллектором и головкой(ами) цилиндров или корпусом дроссельной заслонки, неплотность в вакуумном шланге, позднее зажигание или неправильные фазы газораспределения. Прежде чем снимать крышку цепи газораспределительного механизма для проверки установочных меток, проверьте опережение зажигания с помощью стробоскопа и исключите все другие возможные причины, используя проверки, предусмотренные в этой главе.
2. Если показание на 75-200 мм рт. ст. ниже нормы и колеблется в этом пониженном диапазоне, подозревается наличие утечки через прокладку впускного коллектора во впускном канале или неисправность топливной форсунки.
3. Если стрелка периодически опускается на 50-100 мм рт. ст. в устойчивом темпе, вероятно, имеется утечке в клапанах. Для подтверждения этого состояния выполните проверку сжатия или проверку на наличие утечек.
4. Нерегулярное снижение показания или скачки стрелки вниз могут быть вызваны заеданием клапанов или пропускаем зажигания. Выполните проверку компрессии или проверку на наличие утечек и осмотрите свечи зажигания.
Рис. 4.4. При диагностировании состояния и динамических характеристик двигателя можно использовать простой вакуумметр
5. Быстрая вибрация в диапазоне приблизительно 100 мм рт. ст. в режиме холостого хода в комбинации с дымом при выхлопе указывает на износ направляющих втулок клапанов. Для подтверждения этого состояния выполните проверку на наличие утечек. Если быстрая вибрация возникает наряду с увеличением частоты вращения двигателя, выполните проверку на наличие утечек через прокладку впускного коллектора или прокладку головки цилиндров, ослабления клапанных пружин, пригорания клепаное или пропусков зажигания.
6. Незначительные колебания, на 25 мм рт. ст. вверх и вниз, могут означать наличие проблем с зажиганием. Проверьте все обычные позиции, затрагиваемые при плановом обслуживании, и при необходимости проверьте работу двигателя с помощью анализатора зажигания.
Рас. 4.6. Примеры показаний вакуумметра
7. Если имеют место большие колебания, выполните проверку компрессии или проверку на наличие утечек, чтобы выявить плохо работающий или вообще неработающий цилиндр двигателя или прогорание прокладки головки цилиндров.
8. Если стрелка медленно перемещается в широком диапазоне, проверьте систему принудительной вентиляции картера не наличие закупорки, правильность состава воздушно топливной смеси в режиме холостого хода, а также корпус дроссельной заслонки или прокладку впускного коллекторе не наличие утечек.
9. Проверьте на наличие медленного возврата в исходное состояние после увеличения оборотов двигателя путем быстрого открытия дроссельной заслонки с достижением двигателем приблизительно 2500 об/мин и последующего закрытия заслонки. Обычно показание должно упасть почти до нуля, подняться выше нормального показания для холостого хода (приблизительно 125 мм рт. ст.) и затем вернуться к предыдущему показанию для холостого хода. Если разрежение возвращается медленно и не достигает максимума, когда дроссельная заслонка закрывается – могут быть изношены кольца. Если имеет место продолжительная задержка, выявите причину уменьшения пропускной способности системы выпуска (часто причина кроется в глушителе или каталитическом нейтрализатора). Легкий способ проверить это — временно рассоединить систему выпуска перед подозреваемым элементом и выполнить проверку в этом состоянии.