Примечание. Так как элементы систем уменьшения уровня вредных выбросов, такие как каталитический нейтрализатор, подпадают под гарантийные обязательства, перед самостоятельной заменой нейтрализатора обратитесь в отдел технического обслуживания дилера.
Примечание. Передний каталитический нейтрализатор встроен в выпускной коллектор. За описанием процедуры замены выпускного коллектора обратитесь к главе 2А или 2Б.
Общее описание
1. Каталитический нейтрализатор — это устройство для снижения токсичности выхлопа, установленное в системе выпуска. Он уменьшает уровень загрязняющих веществ в потоке отработавших газов. Есть два типа каталитических нейтрализаторов. Окислительный каталитический нейтрализатор уменьшает уровни углеводородов (НС) и оксида углерода (СО) путем добавления кислорода в поток отработавших газов, чтобы получить не выхода водяной пар (Н20) и диоксид углерода (углекислый газ) (CD2). Восстановительный каталитический нейтрализатор уменьшает уровень оксидов азота (NO2) путем удаления кислорода из отработавших газов, чтобы получить азот (N) и кислород. Нейтрализаторы обоих типов объединены в один трехкомпонентный каталитический нейтрализатор, который уменьшает уровни все трех загрязняющих веществ.
2. Количество кислорода, входящего в каталитический нейтрализатор, — это определяющий параметр для его работы, потому что без кислорода он не может выполнять преобразование вредных загрязняющих веществ е безопасные компоненты. Каталитический нейтрализатор наиболее эффективен при заборе и хранении кислорода, когда он выполняет нейтрализацию отработавших газов, возникших после сгорания воздушно-топливной смеси с идеальным (стехиометрическим) соотношением «воздух — топливо», т.е. 14.7:1. Если соотношение «воздух — топливо» на протяжении расширенного промежутка времени меньше (беднее) стехиометрического соотношения, каталитический нейтрализатор будет запасать даже большее количество кислорода. Но если соотношение «воздух — топливо» на протяжении какого-либо промежутка времени «богаче» стехиометрического соотношения, содержание кислорода в нейтрализатора может оказаться полностью обедненным. При возникновении этого состояния каталитический нейтрализатор вообще не будет выполнять нейтрализацию!
3. Так как способность каталитического нейтрализатора запасать кислород является важным фактором для его эффективной работы, этот параметр также можно рассматривать в качестве показателя, отражающего возможную неспособность нейтрализатора выполнять свою работу. РСМ контролирует содержание кислорода на входе в каталитический нейтрализатор и выходе из него, сравнивая сигналы напряжения, поступающие от переднего и заднего кислородных датчиков. Когда каталитический нейтрализатор работает правильно, на выходе из каталитического нейтрализатора регистрируется очень мало кислорода, потому что последний захватывает, сохраняет и высвобождает кислород, необходимый для нейтрализации НС, СО и NО, и более безвредные компоненты. Если каталитический нейтрализатор не выполняет свою работу, задний кислородный датчик сообщает РСМ о том, что содержание кислорода в нейтрализованных отработавших газах растет. Когда количество кислорода на выходе из нейтрализатора достигает предписанного порогового значения, РСМ генерирует диагностический код неисправности (DTC) и включает контрольную лампу неисправности (MIL), также известную под названием «контрольная лампа Check engine (проверьте двигатель)».
Проверка
4. Проверочное оборудование для каталитического нейтрализатора очень сложное и дорогостоящее. Если вы подозреваете, что нейтрализатор на вашем автомобиле работает со сбоями, обратитесь для выполнения диагностики и ремонта к дилеру или на другую специализированную станцию технического обслуживания.
5. Каждый раз при подъеме автомобиля для обслуживания элементов днища проверяйте каталитический нейтрализатор на наличие утечек, признаков коррозии, вмятин и других повреждений. Проверьте сварные швы/болты фланцевых соединений, которые соединяют передний и задний концы нейтрализатора с системой выпуска. Если обнаружено повреждение, нейтрализатор следует заменить.
6. Хотя каталитические нейтрализаторы выходят из строя не слишком часто, возможна их закупорка. Самый простой способ проверить наличие уменьшения пропускной способности каталитического нейтрализатора заключается в использовании вакуумметра для диагностирования влияния закупорки в системе выпуска на разрежение на впуске.
- а) Подсоедините вакуумметр к порту контроля разрежения во впускном коллекторе (см. главу 2В).
- б) Прогрейте двигатель до рабочей температуры, переведите коробку передач в положение парковочной передачи (автоматическая коробка передач) или нейтральное положение (механическая коробка передач) и затяните стояночный тормоз.
- в) Снимите показание разрежения в режиме холостого хода и запишите его.
- г) Быстро откройте дроссельную заслонку почти до полностью открытого состояния и отпустите ее для возврата в закрытое положение. Снимите и запишите показание разрежения.
- д) Выполните проверку еще три раза, записывая показания посла каждой проверки.
- е) Если после четвертой проверки показание ниже значения, зарегистрированного в режиме холостого хода, более чем на 25 мм рт. ст., система выпуска может быть закупорена (может быть закупорен каталитический нейтрализатор или засорена/деформирована выпускная труба или глушитель).
Замена
Внимание! Не обслуживайте каталитический нейтрализатор до полного его остывания.
Передние каталитические нейтрализаторы
Модели с четырехцилиндровыми двигателями
Примечание. На моделях 2001-2003 гг. с четырехцилиндровым двигателем установлены две передних каталитических нейтрализатора. На автомобилях Toyota они упоминаются с использованием аббревиатуры WU TWC, что буквально переводится как подогреваемый трехкомпонентный каталитический нейтрализатор. Они являются неотъемлемой частью выпускного коллектора. На моделях 2004 г. и позднее с четырехцилиндровым двигателем предусмотрен один передний каталитический нейтрализатор (также типа WU-TWC), и он также является неотъемлемой частью выпускного коллектора.
7. Обратитесь к параграфу «Выпускной коллектор в сборе с каталитическим нейтрализатором» в главе 2А.
Модели 1999-2003 гг. с двигателем V6
Примечание. На моделях 1999-2003 гг. с двигателем V6 подогреваемые трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы (WU-TWC) расположены прямо под выпускными коллекторами, к которым они крепятся болтами.
8. Приподнимите передок автомобиля и установите под него надежные опоры.
9. Для снятия трехкомпонентного каталитического нейтрализатора переднего ряда цилиндров отверните две гайки, которые служат для крепления верхнего конца этого нейтрализатора на выпускном коллекторе, и две гайки, которые служат для крепления нижнего конца нейтрализатора на соединительной трубе (рис. 18.9, а, б).
Рис. 18.9, а. Для отсоединения верхнего конца переднего трехкомпонентного каталитического нейтрализатора от переднего выпускного коллектора на двигателе V8 отверните две гайка
Рис. 18.9, б. Для отсоединения нижнего конца переднего трехкомпонентного каталитического нейтрализатора от соединительной трубы на двигателе V6 отверните две гайки и выверните болты
10. Для снятия трехкомпонентного каталитического нейтрализатора заднего ряда цилиндров отверните гайки и выверните болты, которые служат для подсоединения нейтрализатора к заднему выпускному коллектору, соединительной трубе и заднему каталитическому нейтрализатору (рис. 18.10).
Рис. 18.18. Для отсоединения трехкомпонентного каталитического нейтрализатора от заднего выпускного коллектора, соединительной трубы и заднего каталитического нейтрализатора оттяните гайки и выверните болты
11. Установке выполняется в последовательности, обратной снятию.
Модели 2004 г. и позднее с двигателем V6
Примечание. На моделях 2004 г. и позднее с двигателями V6 выпускной коллектор и трехкомпонентный каталитический нейтрализатор приварены друг к другу и поэтому не могут обслуживаться по отдельности.
12. Обратитесь к параграфу «Выпускные коллекторы в сборе с каталитическими нейтрализаторами» в главе 2Б.
Задний каталитический нейтрализатор
Примечание. Задний каталитический нейтрализатор, который на автомобилях Toyota и Lexus представляет собой трехкомпонентный каталитический нейтрализатор (TWC), расположен под днищем автомобиля. Он расположен между фланцем на заднем конце приемной выпускной трубы и глушителем, с которым он соединен короткой трубой. Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор, короткая труба и глушитель сварены вместе в единый узел.
13. Приподнимите передок автомобиля и установите под него надежные опоры.
14. См. рисунки 16.1, б,в в главе 4.