2. На моделях Highlander 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus снимите верхнюю панель капота/отражатель коробки воздухопритока (см. главу 11).
3. На моделях Highlander 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus снимите рычаги очистителя ветрового стекла и электродвигатель очистителя ветрового стекла (см. главу 12).
4. На моделях Highlander 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus, снимите нижнюю панель капота (см. главу 11).
5. Отпустите гайки крепления правого переднего колеса, но пока не отвинчивайте их полностью.
6. Приподнимите передок автомобиля и установите под него надежные опоры. Затяните стояночный тормоз и установите противооткатные упоры под задние колеса. Снимите правое переднее колесо.
Внимание. Если автомобиль оснащен пневматической подвеской с электронным управлением, выключите переключатель управления высотой подвески.
7. Снимите фартук правого переднего внутреннего крыла (см. главу 11).
8. Снимите секции нижней защиты двигателя (рис. 6.З а, б).
9. Выведите поршень цилиндра N° 1 в положение ВМТ (см. параграф 3).
10. Снимите приводные ремни (см. главу 1).
11. Поддержите двигатель домкратом из-под низу и снимите реактивную тягу опоры двигателя и ее кронштейн на двигателе (рис. 16.1, е). Установите деревянную плашку на головку домкрата и не ставьте домкрат непосредственно под сливную пробку масляного поддона.
12. Снимите насос усилителя рулевого управления и расположите его в сторону, не отсоединяя от него гидравлические магистрали. Снимите кронштейн насоса усилителя рулевого управления.
13. Снимите верхнюю (№2) крышку ремня газораспределительного механизма и соответствующую прокладку (рис. 7.13)
Примечание. Высвободите жгут электропроводки над крышкой и отожмите его назад настолько, чтобы снять крышку ремня.
14. Снимите опорные кронштейны двигателя (рис. 7.14 а, б).
Рис. 7.14, а. Выверните болты и снимите дистанционный элемент опоры двигателя и боковой кронштейн с опорой кронштейна двигателя
Рис. 7.14, б. Сначала выверните болты кронштейна генератора (А) и снимите кронштейн, затем выверните болты опорного кронштейна двигателя (В) и отделите кронштейн от блока цилиндров
15. Снимите кронштейн генератора (рис. 7.14, б).
16. Посмотрите, есть ли установочные метки на ремне газораспределительного механизма. Если вы намереваетесь использовать ремень повторно, а маркировка стерта, нанесите новую (рис. 7.16).
Рас. 7.16. Если вы намереваетесь использовать ремень и дальше, а прямоугольные установочные метки не видны или отсутствуют, навесите новые
17. Выверните болт шкива коленчатого вала. Чтобы придержать двигатель от вращения, вставьте большую отвертку в зубчатый венец планшайбы или упритесь в болт гидротрансформатора. Чтобы придержать шкив, можно использовать цепной ключ. Для отпускания болта шкива используйте удлинитель и торцевую головку.
18. После отпускания болта шкива коленчатого вала положение ВМТ коленчатого вала может быть нарушено. Проверьте его и при необходимости отрегулируйте снова.
Примечание. На зубчатом шкиве ремня газораспределительного механизма, рас положенном на коленчатом вале, имеется установочная метка, которая совмещается с меткой на корпусе масляного насосе. Эти метки позволяют легко проверить выверку ВМТ даже после снятия шкива коленчатого вала и нижней крышки ремня газораспределительного механизма.
19. После вывинчивания болта снимите шкив с коленчатого вала. Шкив должен сниматься с вала усилием рук (рис. 7.19), но если он не снимается, используйте для его снятия съемник резьбового типа.
Предостережение. На используйте съемник с захватами. Его применение вызовет повреждение шкива в сборе с демпфером. Обязательно используйте надлежащий переходник для предотвращения повреждения конца коленчатого вала.
Рис. 7.19. После отпускания шкива коленчатого вала съемником он должен легко сниматься вручную
20. Снимите нижнюю (№ 1) крышку ремня газораспределительного механизма и соответствующую прокладку.
21. Надлежащим образом совместите метки на распределительных валах с метками на задней крышке ремня газораспределительного механизма (рис. 7.21).
Рис. 7.21. Установочные метки ремня газораспределительного механизма на зубчатом шкиве коленчатого вала и зубчатых шкивах распределительных валов
1 — Зубчатый шкив правого распределительного вала
2 — Промежуточный шкив
3 — Зубчатый шкив левого распределительного вала
4 — Натяжной шкив
5 — Зубчатый шкив коленчатого вала
6 — Шкив насоса охлаждающей жидкости
22. Проверните коленчатый вал против часовой стрелки в положение приблизительно 60° перед ВМТ.
Предостережение. Не следует выводить поршни двигателя из положения ВМТ для цилиндра №1, в котором исключен их случайный контакт с клапанами, когда натяжение ремня газораспределительного механизма было ослаблено и ремень газораспределительного механизма был снят.
Примечание. Чтобы можно было провернуть двигатель против часовой стрелки, следует ввернуть и в достаточной степени затянуть болт шкива коленчатого вала.
23. Снимите натяжитель ремня газораспределительного механизма (рис. 7.23).
Предостережение. Отпускайте болты поочередно, понемногу за раз до полного снятия натяжения с ремня газораспределительного механизма.
Рис. 7.23. Выверните два болта и снимите натяжитель ремня газораспределительного механизма
24. Снимите ремень газораспределительного механизма в правильной последовательности (рис. 7.21):
- а) стадия 1: снимите ремень с натяжного шкива;
- б) стадия 2: приподнимите ремень над зубчатым шкивом правого распределительного вала;
- в) стадия 3: снимите ремень с промежуточного шкива;
- г) стадия 4: приподнимите ремень над зубчатым шкивом левого распределительного вала;
- д) стадия 5: снимите ремень со шкива насоса охлаждающей жидкости;
- е) стадия 6: снимите ремень с зубчатого шкива коленчатого вала.
25. В этот момент можно снять зубчатые шкивы с распределительных валов. Снимите крышку(и) головки цилиндров (см. параграф 5) и при отпускании болта зубчатого шкива придерживайте распределительный вал гаечным ключом за шестигранную секцию (рис. 7.25). Выверните болт и отсоедините зубчатый шкив.
Рис. 7.25. Если зубчатые шкивы распределительных шкивов должны быть сняты, при вывинчивании болта крепления шкиве придержите вал гаечным ключом за шестигранную секцию
26. Теперь можно снять зубчатый шкив с коленчатого вала, но только после снятия держателя этого шкива (рис. 7.39). Если он не будет сниматься вручную, для его снятия может потребоваться соответствующий съемник. Будьте внимательны, чтобы при снятии не повредить часть шкива, служащую в качестве импульсного колеса датчика положения коленчатого вала.