2. Установке поршня(ей) в положение ВМТ — это важная часть многих сервисных процедур, таких как регулировка клапанных зазоров и снятие распределительных валов и звездочек/цепи газораспределительного механизма.
3. Перед началом этой процедуры установите коробку передач в нейтральное положение, затяните стояночный тормоз или установите противооткатные упоры под задние колеса. Кроме того, отключите систему впрыска топлива путем сброса давления топлива (см. главу 4) и систему зажигания путем рассоединения электрических разъемов в первичной электрической цепи катушек зажигания (см. главу 5).
4. Для выведения любого поршня в положение ВМТ следует провернуть коленчатый вал, используя один из методов, описанных ниже. При взгляде на переднюю сторону двигателя нормальное направление вращения коленчатого вала — по часовой стрелке.
- а) Предпочтительным методом является проворачивание коленчатого вала с помощью торцевой головки и воротка с храповиком за болт на переднем торце коленчатого вела. Проворачивать следует по часовой стрелке.
- б) Если у вас есть помощник, который может короткими импульсами поворачивать выключатель зажигания в положение пуска, вы можете вывести поршень в положение, близкое к ВМТ, без переключателя дистанционного пуска. Убедитесь в том, что ваш помощник находится вне автомобиля, не имея доступа к выключателю зажигания, и с помощью торцевой головки и воротка с храповиком закончите процедуру, как описано выше в пункте (а).
5. Снимите свечи зажигания (см. главу 1) и установите компрессометр в отверстие для свечи зажигания №1 (рис 3.5). Он должен представлять собой прибор с резьбовым соединителем и шлангом длиной как минимум 15 см.
Рис. 3.5. Чтобы облегчить обнаружение ВМТ, можно вставить компрессометр в отверстие для свечи зажигания № 1
Рис. 3.6. Совместите метку на демпфере с меткой «В» на крышке цепи газораспределительного механизма
6. Проверните коленчатый вал, используя один из методов, описанных выше, наблюдая при этом за давлением по компрессометру. Момент, в который манометр начинает показывать давление, указывает на то, что цилиндр № 1 начал ход сжатия.
7. После начала хода сжатия ВМТ на этом ходе достигается, когда поршень доходит до вершины цилиндра.
8. Продолжайте проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока метка в демпфере коленчатого вале не совместится с меткой «ТСС» (ВМТ) или «О» на крышке цепи газораспределительного механизма (рис 3.8). В этот момент цилиндр № 1 находится в положении ВМТ не ходе сжатия. Если метки совмещены, но компрессия отсутствует, поршень находился не ходе выпуска и следует провернуть коленчатый вал на 360° (один оборот).
Примечание. При отсутствии компрессометра вы можете просто закрыть тупым предметом отверстие для свечи зажигания и прислушаться к появлению сжатия по мере проворачивания двигателя. Как только проявится сжатие в отверстии для свечи зажигания № 1, работайте дальше аналогичным образом.
9. После выведения поршня № 1 в положение ВМТ на ходе сжатия положение ВМТ для любого из остальных цилиндров можно определить путем проворачивания коленчатого вала на 180°, следуя порядку работы цилиндров (обратитесь к Спецификациям). Например, проворачивание двигателя на 180° после ВМТ для цилиндра №1 выводит двигатель в положение ВМТ на ходе сжатия для цилиндра № 3.