Внимание! Не пытайтесь отвинчивать крышку радиатора, сливать охлаждающую жидкость или снимать термостат до полного охлаждения двигателя.
Общая проверка
1. Прежде чем возложить на термостат вину за проблемы в рабстве системы охлаждения, проверьте уровень охлаждающей жидкости (см. главу 1), натяжение приводного ремня (см. главу 1) и работу указателя температуры (или контрольной лампы).
2. Если двигатель затрачивает продолжительное время на прогрев (что видно по указателю температуры или работе отопителя), возможно, термостат был в открытом положении. Замените его новым.
3. Если двигатель прогрет, потрогайте нижний шланг радиатора рукой, чтобы проверить его температуру. Если шланг не горячий, а двигатель прогрет, возможно, термостат был в закрытом положении, препятствуя охлаждающей жидкости, находящейся внутри двигателя, вытекать и идти к радиатору. Замените термостат.
Предостережение. Не эксплуатируйте автомобиль без термостата. Система управления двигателем будет работать без обратной связи, и это окажет отрицательное влияние на уменьшение уровня вредных выбросов и расход топлива.
4. Если нижний шланг радиатора горячий, это значит, что охлаждающая жидкость проходит и термостат открыт. За дополнительными сведениями по диагностике обратитесь к параграфу «Поиск неисправностей» в начале этого Руководства.
Проверка термостата
5. Более полную проверку термостата можно выполнить только после снятия термостата с автомобиля (см. ниже). Если термостат остается в открытом положении при комнатной температуре, он неисправен и его следует заменить.
6. Чтобы проверить это окончательно, подвесьте термостат (закрытый) на куске лески или проволоки в емкости с холодной водой, в которую следует опустить термометр (бытового типа, который дает показания выше 100°C).
7. Нагрейте воду, наблюдая за температурой и термостатом. Ни термостат, ни термометр не должны касаться стенок емкости.
8. Отметьте показания температуры, при которой термостат начинает открываться и при которой он полностью открыт. Сравните показания температуры со значениями, указанными в Спецификациях в начале этой главы. Число, выбитое на термостате, — это, как правило, температура полного открытия термостата. Некоторые изготовители указывают данные по температуре начала открытия термостата, температуре полного открытия и иногда по высоте подъема клапана при открытии.
9. Если термостат не открывается и закрывается надлежащим образом или заедает в каком-либо положении, замените его.
Замена
10. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. параграф 1 главы 5).
11. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см. главу 1).
12. На моделях с четырехцилиндровым двигателем снимите генератор (см. главу 5).
13. На моделях VB снимите корпус воздушного фильтра (см. главу 4).
14. Проследите шланг радиатора до крышки корпуса термостата или впускного трубопровода охлаждающей жидкости и отсоедините шланг.
15. На моделях Lexus 2004 г. и позднее снимите стартер (см. главу 5).
16. На моделях с четырехцилиндровым двигателем снимите элементы крепления крышки корпуса термостата и затем снимите его с блока цилиндров.
17. На моделях V6 выверните болты и снимите впускной трубопровод охлаждающей жидкости. Снимите трубопровод и уплотнительное кольцо (рис. 3.17).
Рис. 3.17. На моделях VE снимите элемент крепления впускного трубопровода охлаждающей жидкости (А) и затем трубопровод (Н). Сдвиньте шланги и жгуты электропроводки в сторону и затем снимите элементы крепления корпуса термостата (С).
18. Снимите элементы крепления, рассоедините электрические разъемы на крышке корпуса термостата и отсоедините крышку от двигателя (рис. 3.17). Будьте готовы к вытеканию некоторого количества охлаждающей жидкости при «вскрытии» уплотнения.
19. Снимите термостат, отметив для себя его расположение в корпусе, и тщательно очистите уплотнительные поверхности.
20. Установите новую прокладку на термостат (рис. 3.20). Позаботьтесь о равномерности ее расположения.
Рис. 3.20. Уплотнение термостата расположено по периметру термостата
21. Установите термостат и корпус, совмещая качающийся палец с самой высокой шпилькой для крышки корпуса (рис. 3.21).
Рис. 3.21. Отметьте для себя положение термостата и уплотнения на нем
22. Затяните элементы крепления крышки корпуса предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы, и установите на место остальные элементы, работая в последовательности, обратной снятию. На моделях V6 установите новое уплотнительное кольцо на впускной трубопровод охлаждающей жидкости и смажьте уплотнительное кольцо мыльной водой.
23. Заправьте систему охлаждения (см. главу 1). Запустите двигатель и проверьте правильность его работы. Проверьте двигатель на наличие утечек.