Внимание! При проверке и обслуживании аккумулятора необходимо соблюдать меры предосторожности. В ячейках аккумулятора всегда присутствует газообразный водород, который очень огнеопасен, поэтому не подходите к аккумулятору с зажженной сигаретой и не подносите к нему любой другой источник открытого огня или искрения. Электролит, находящийся внутри аккумулятора, представляет собой разбавленную серную кислоту, которая при попадании на кожу или в глаза вызывает травматические последствия. Электролит также вызывает повреждения одежды и лакокрасочного покрытия. При снятии проводов аккумулятора всегда отсоединяйте провод массы первым и подсоединяйте его последним!
Обслуживание
1. Повседневная профилактика состояния аккумулятора – это единственный способ гарантировать быстрый и надежный пуск двигателя. Но перед выполнением любого обслуживания аккумулятора позаботьтесь о надлежащем оборудовании, необходимом для безопасной работы около аккумулятора (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Инструменты, приспособления и материалы для обслуживания аккумулятора
1. Защитные очки/защитная маска — при удалении следов коррозии щеткой кислотные частицы могут легко попасть в глазе
2. Двууглекислый натрий — раствор двууглекислого натрия (соды) можно использовать для нейтрализации коррозии
3. Технический вазелин нанесение вазелина на клеммы аккумулятора может предотвратить появление коррозии
4. Приспособление для очистки клемм/проводов аккумулятора — эта проволочная щетке позволяет уделить асе следы коррозии с клемм аккумулятора и зажимов проводов
5. Специально обработанные войлочные прокладки — размещение этих прокладок на клеммах непосредственно под зажимами проводов может способствовать предотвращению коррозии
6. Съемник — иногда зажимы проводов очень трудно снять с клемм даже после полного отпускания гайки/болта. Этот инструмент тянет зажим прямо вверх и снимает с клеммы без повреждений
7. Приспособление для очистки клемм/проводов аккумулятора — этот инструмент для очистки слегка отличается от инструмента, описанного выше (см. поз. 4), но он выполняет те же функции
8. Резиновые перчатки — другое средство безопасности, которое следует использовать при обслуживании аккумулятора; помните, что внутри аккумулятора находится кислота
2. Кроме того, есть несколько мер предосторожности, которым необходимо следовать при каждом обслуживании аккумулятора. Перед обслуживанием аккумулятора обязательно выключите двигатель и все электрические потребители и отсоедините провод массы от отрицательной клеммы аккумулятора.
3. Аккумулятор выбрасывает газообразный водород, который является и огнеопасным, и взрывоопасным. Не допускайте искрения, курите и не зажигайте спички поблизости от аккумулятора. Зарядку аккумулятора следует выполнять в вентилируемой зоне.
4. Электролит содержит ядовитую и коррозийную серную кислоту. Не допускайте его попадания в глаза, не кожу или на одежду. Не допускайте его проникновения внутрь. Используйте защитные очки при работе около аккумулятора. Не допускайте присутствия детей поблизости от аккумулятора.
5. Проверьте внешнее состояние аккумулятора. Если положительная клемма и зажим провода оснащены резиновой защитной крышкой, убедитесь в том, что она не порвана и не повреждена иным образом. Она должна полностью закрывать клемму. Осмотрите аккумулятор на наличие каких-либо проявлений коррозии, ослабления крепления, трещин в корпусе или крышке или ослабления затяжки болтов, удерживающих зажимы. Также проверьте каждый провод по всей его длине на наличие трещин и других дефектов.
6. Если присутствует коррозия, которая напоминает белые пушистые отложения (рис. 7.6,а), особенно вокруг зажимов, аккумулятор следует снять для очистки. Ключом отпустите болты зажимов проводов, не забывая о том, что первым надо снимать провод массы, и снимите их с клемм (рис. 7.6,б). Затем отверните болт и гайку удерживающего зажима, снимите зажим и извлеките аккумулятор из моторного отделения.
Рис. 7.6, а. Коррозия на клеммах аккумулятора обычно проявляется в виде легкого, пушистого, порошкообразного налета
Рис. 7.6, б. Отпускание зажима провода на клемме аккумулятора с помощью гаечного ключа. Иногда для выполнения этой процедуры, если коррозия вызвала ухудшение состояния граней гайки, следует использовать специальные пассатижи для аккумулятора (первым следует отсоединять провод массы (-), а подсоединять его следует последним!)
7. Тщательно очистите клеммы проводов с помощью щетки или приспособления для очистки клемм и раствора теплой воды и двууглекислого натрия (соды) (рис. 7.7,а). Вымойте клеммы и верхнюю поверхность корпуса аккумулятора там же самым раствором, но позаботьтесь о том, чтобы раствор на попал в аккумулятор.
Ряс. 7.7, а. При очистке зажимов проводов следует уделить все следы коррозии (внутренний диаметр зажима сведен на конус, чтобы соответствовать корпусу на клемме, поэтому не снимайте слишком много материала)
При очистке проводов, клемм и верхней поверхности аккумулятора работайте в защитных очках и резиновых перчатках, чтобы предотвратить попадание раствора в глаза или на кожу рук. Кроме того, наденьте специальную или старую одежду, так как даже разбавленная серная кислота при ее попадании не одежду будет прожигать в ней отверстия. Если клеммы подверглись обширному воздействию коррозии, очистите их с помощью приспособления для очистки клемм (рис. 7.7, б). Тщательно промойте все очищенные зоны простой водой.
Рис. 7.7,6. В результате очистим клемм аккумулятора вы должны получить блестящую поверхность
8. Убедитесь в том, что полка аккумулятора находится в хорошем состоянии, а болты удерживающих зажимов плотно затянуты. Если аккумулятор снят с полки, перед установкой аккумулятора не место убедитесь в отсутствии на полке посторонних предметов. При установке болтов удерживающего зажима не превышайте усилие их затяжки.
9. Все металлические элементы автомобиля, подвергнутые воздействию коррозии, следует покрыть грунтом на цинковой основе, а затем окрасить.
10. Информацию о снятии и установке аккумуляторе можно найти в главе 5. Сведения о запуске двигателя от внешнего источника приведены в начале этого Руководства.