Примечание:
- Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.
- Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.
- Замените асе прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.
1. Установите вкладыши коренных подшипников.
Примечание: Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19.2 мм и 22,9 мм (3S-FE, 4S-FE) и 23,0 мм (3S-GE). Вкладыши шириной 22,9 мм (23,0 мм) соответствуют коренной шейки Ne3, а вкладыши шириной 19,2 мм - остальным коренным шейкам. Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.
3S-FE, 4S-FE | 3S-GE |
- а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.
- б) Совместите выступы нижних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) в крышках коренных подшипников и установите их.
Примечание: каждая крышка коренного подшипника пронумерована.
2. Установите верхние упорные полукольца в постель блока коренного подшипника №3, смазочными канадками, направленным наружу.
3. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
4. Установите крышки коренных подшипников и упорные полукольца.
- а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №3, сориентировав масляные канавки наружу.
- б) Установите пять крышах коренных подшипников.
Примечание: каждая крышка подшипника имеет номер и метку "перед".
- в) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.
- г) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки:
- 2С, 2С-Т — 103 Нм
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 7A-FE и 5E-FE — 58 Нм
- д) Ввернув болт и используя динамометрический ключ, проверьте, чтобы усилие поворачивания коленчатого вала было меньше 20 Нм, и вал вращался равномерно.
- е) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор коленчатого вала при перемещении коленчатого вала отверткой.
Если осевой зазор больше чем максимальный, замените упорные полукольца
5. Установите поршень и шатун в сборе.
- а) Наденьте на резьбовые части шатунных болтов куски шлангов для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала.
- б) Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.
6. Установите нижние крышки шатунов.
А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.
- а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.
- б) Установите нижние крышки шатунов так, чтобы метки "перед" были обращены к передней части двигателя.
Б. Установите гайки на шатунные болты (или заверните болты 7A-FE).
Примечание:
- Гайки затягиваются в два этапа.
- Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.
- а) Нанесите спой моторного масла на резьбу болтов, под гайки крышек шатунов или под головки болтов (7A-FE).
- б) Проведите первичную затяжку гаек (болтов 7A-FE) крышек шатунов равномерно в несколько проходов.
- Момент затяжки:
- 2С, 2С-Т, 3S-GE — 66 Нм
- 3S-FE, 4S-FE, 7A-FE — 25 Нм
- 4A-FE — 29 Нм
- 5E-FE — 39 Нм
Если какая-либо гайка (болт 7A-FE) не затягивается указанным моментом, замените болт и гайку.
(3S-FE, 4S-FE, 4A-FE и 7A-FE)
- в) Пометьте краской болты и гайки, (или головку болта 7A-FE), как показано на рисунках.
- г) Доверните гайки (болты 7A-FE) на 90°, как показано на рисунках.
- д) Убедитесь, что метки на гайках теперь расположены под 90° по отношению к метке на шатунных болтах (или метки на головках болтов повернуты на 900 от первоначального положения 7A-FE).
(Все двигатели)
- в) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно, а усилие проворачивания было не больше 120 Нм.
- ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед.
Если осевой зазор больше чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.
7. Установите новую прокладку и держатель заднего сальника, затянув шесть болтов, или четырьмя болтами (5E-FE).
- Момент затяжки:
- 5E-FE — 7 Нм
- остальные — 13 Нм