- а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня.
- б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.
- в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Примечание: не применяйте металлическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.
Примечание: имеются три размерные группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "1", "2" и "3" соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении, перендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре, (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
3S-FE, 4S-FE | 3S-GE |
4A-FE, 7A-FE | 2C, 2C-T |
5E-FE
- а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 23 мм (5E-FE); 25 мм (3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 7A-FE); 30,1 мм (3S-GE); 32 мм (2С, 2С-Т); (4S-FE - перпендикулярно оси пальца) от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр поршня:
- Двигатель 2С:
- метка "1" — 85,945-85,955 мм
- метка "2" — 85,955-85,965 мм
- метка "3" — 85,965-85,975 мм
- ремонтный(0,50) — 86,445-86,475 мм
- Двигатель 2С-Т:
- метка "1" — 85,878-85,888 мм
- метка "2" — 85,888-85,898 мм
- метка "3" — 85,898-85,908 мм
- ремонтный (0,50) — 86,378-86,408 мм
- Двигатель 3S-FE:
- метка "1" — 85,865-85,875 мм
- метка "2" — 85,875-85,885 мм
- метка "3" — 85,885-85,895 мм
- ремонтный (0,50) — 86,365-86,395 мм
- Двигатель 3S-GE:
- метка "1" — 85,960-85,970 мм
- метка "2" — 85,970-85,980 мм
- метка "3" — 85,980-85,990 мм
- Двигатель 4S-FE:
- номинальный — 82,437-82,467 мм
- метка "1" — 82,437-82,447 мм
- метка "2" — 82,447-82,457 мм
- метка "3" — 82,457-82,467 мм
- ремонтный (0,50) — 82,937-82,967 мм
- ремонтный (0,75) — 82,187-82,217 мм
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 80,905-80,915 мм
- метка "2" — 80,915-80,925 мм
- метка "3" — 80,925-80,935 мм
- ремонтный (0,50) — 81,405-81,435 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "1" — 73,900-73,910 мм
- метка "2" — 73,910-73,920 мм
- метка "3" — 73,920-73,930 мм
- б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя.
- в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметре цилиндра.
Зазор между цилиндром и поршнем:
- 2С:
- номинальный — 0,045-0,065 мм
- максимальный — 0,15 мм
- 2G-T:
- номинальный — 0,112-0,132 мм
- максимальный — 0,182 мм
- 3S-FE:
- номинальный — 0,125-0,145 мм
- максимальный — 0,165 мм
- 3S-GE:
- номинальный — 0,030-0,050 мм
- максимальный — 0,070 мм
- 4S-FE:
- номинальный — 0,053-0,073 мм
- максимальный — 0,120 мм
- 4A-FE, 7A-FE:
- номинальный — 0,085-0,105 мм
- максимальный:
- 4A-FE — 0,130 мм
- 7A-FE — 0,200 мм
- 5E-FE:
- номинальный — 0,09-0,11 мм
- максимальный — 0,13 мм
Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка", измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
- Компрессионное кольцо №1:
- 2С — 0,100-0,140 мм
- 2С-Т — 0,047-0,111 мм
- 3S-FE — 0,040-0,080 мм
- 4S-FE — 0,030-0,070 мм
- 3S-GE — 0,040-0,080 мм
- 4A-FE, 7А-РЕ — 0,045-0,085 мм
- 5E-FE — 0,040-0,080 мм
- Компрессионное кольцо №2:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 0,030-0,070 мм
- 2С, 2С-Т — 0,050-0,090 мм
- Маслосъемное кольцо:
- 20, 2С-Т — 0,030-0,070 мм
Если зазор больше допустимого, замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
- а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр.
- б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм (3S-FE, 5E-FE); 104 мм (7A-FE); 100 мм (3S-GE)', 87 мм (4A-FE); от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке.
- в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.
- Двигатель 2С:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27-0,54 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,45-0,72 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 0,10-0,82 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,34 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,52 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 1,62 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 2С-Т:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27-0,49 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,35-0,62 мм
- меслосъёмное кольцо (по скребкам) — 0,20-0,52 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,29 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,42 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 1,32 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 3S-FE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27-0,50 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,27-0,51 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,20 - 0,550 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,10 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,11 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,15 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 3S-GE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,33-0,55 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,45-0,67 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,20-0,60 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,85 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,97 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,90 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 4S-FE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,25-0,38 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,20-0,32 мм
- меслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,15-0,40 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,98 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,92 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,00 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 4A-FE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,25-0,45 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,35-0,60 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,10-0,50 мм
- Номинальный зазор:
- Двигатель 7A-FE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,25-0,35 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,35-0,50 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,15-0,45 мм
- Номинальный зазор:
- 4A-FE, 7A-FE:
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,05 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,20 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,10 мм
- Максимальный зазор:
- Двигатель 5E-FE:
- Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,26-0,48 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,300-0,570 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,130-0,500 мм
- Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,07 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,02 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,10 мм
- Номинальный зазор:
Если зазор в замка больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.
Г. Проверьте поршневой палец.
При нагретом поршне до 60°С поршневой папец должен перемещаться в поршне без значительных усилий. После проверки снимите поршневой палец.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.
- Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины:
- 5E-FE — 0,03 мм
- остальные — 0,05 мм
Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.
Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.
- Максимальное скручивание на 100 мм длины:
- двигатели серии А, Е — 0,05 мм
- двигатели серии С, S — 0,15 мм
Б. (2С, 2С-Т, 3S-FE. 4S-FE, 3S-GE) Проверьте масляный зазор поршневого пальца.
- а) Нутромером, измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
- Внутренний диаметр втулки:
- 2С, 2С-Т — 27,011-27,023 мм
- 3S-FE, 3S-GE — 22,005-22,017 мм
- 4S-FE:
- метка А — 20,004-20,007 мм
- метка В — 20,007-20,010 мм
- метка С — 20,010-20,013 мм
- метка D — 20,013-20,016 мм
- б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.
- Диаметр поршневого пальца:
- 2С, 2С-Т — 27,000-27,012 мм
- 3S-FE, 3S-GE — 21,997-22,009 мм
- 4S-FE:
- метка А — 20,013-20,016 мм
- метка В — 20,016-20,019 мм
- метка С — 20,019-20,022 мм
- метка D — 20,022-20,025 мм
- в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.
- Номинальный масляный зазор:
- 2С, 2С-Т — 0,007-0,015 мм
- 3S-FE, 3S-GE — 0,005-0,011 мм
- 4S-FE — 0,006-0,012 мм
- Максимальный масляный зазор — 0,05 мм
Если масляный зазор больше чем максимальный, замените втулку Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе
В. (2С, 2С-Т. 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE) Если необходимо, замените втулку верхней головки шатуна.
- а) Используя оправку и пресс, выпрессуйте втулку из верхней головки шатуна.
- б) (3S-FE, 4S-FE, 3S-GE) Совместите смазочные отверстия новой втулки и шатуна и запрессуйте втулку.
(2С, 2С-Т) Установите втулку на специальное приспособление, зафиксировав её шариком в масляном (смазочном) отверстии втулки.
Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна.
Используя специальное приспособление и пресс, запрессуйте втулку.
- в) Измерьте масляный зазор поршневого пальца и, если необходимо, то отшлифуйте или переточите новую втулку до получения номинального зазора.
- г) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршневой палец моторное масло и надавите на него, как показано на рисунке.
Г. (3S-FE, 4S-FE, 4A-FE) Проверьте шатунные болты.
- а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.
- б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.
- Стандартный диаметр:
- 3S-FE, 4S-FE — 7,860-8,000 мм
- 4A-FE — 8,860-9,000 мм
- Минимальный диаметр:
- 3S-FE, 4S-FE — 7,60 мм
- 4A-FE — 8,60 мм
Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болте, как показано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу.
Д. (7A-FE) Измерьте наружный диаметр болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа. Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 20 мм от головки болта,как показано на рисунке.
- Наружный диаметр болта:
- номинальный — 8,860-9,000 мм
- Минимальный — 8,600 мм
Если диаметр меньше допустимого, замените болт.