Разборка головки блока цилиндров (5E-FE) 1 - воздуховод; 2 - впускной коллектор; 3 - прокладка; 4 - корпус дроссельной заслонки; 5 - кронштейн верхней части впускного коллектора; 6 - распределитель в сборе с высоковольтными проводами; 7 - вакуумный шланг; 8 - кронштейн подъема двигателя №2; 9 - крышка головки блока цилиндров; 10 - прокладка; 11 - распределительный вал впускных клапанов; 12 - крышка подшипника №4 распределительного вала; 13 - крышка подшипника №3 распределительного вала; 14 - регулировочная шайба; 15 - толкатель; 16 - сухари; 17 - тарелка пружины; 18 - клапанная пружина; 19 - маслосъемный колпачок; 20 - опорная шайба; 21 - клапан; 22 - сегментная заглушка; 23 - корпус термостата; 24 - шланг перепуска охлаждающей жидкости; 25 - теплозащитный экран выпускного коллектора; 26 - выпускной коллектор. 27 - крышка №3 ремня привода ГРМ; 28—прокладка головки блока цилиндров; 29 - кронштейн подъема двигателя N91; 30 - изолятор; 31 - головка блока цилиндров; 32 - распорная втулка; 33 - прокладка; 34 - топливный коллектор в сборе с форсунками; 35 - направляющая втулка клапана; 36 - шланг подвода топлива; 37 - распределительный вал выпускных клапанов; 38 - сальник; 39 - крышка подшипника №1 распределительного вала; 40 - пластинчатая пружина шестерни распределительного вала; 41 - вспомогательная шестерня распределительный вал; 42 - стопорное кольцо; 43 - пружинная шайба; 44 - заглушка распределительного вала впускных клапанов; 45 - крышка подшипника №2 распределительного вала; 46 - прокладка; 47 - кронштейн впускного коллектора; 48 - крышка маслозаливной горловины; 49 - шланг системы вентиляции картера; 50 - прокладка; 51 - клапан перепуска воздуха на выпуск; 52- клапан перепуска воздуха на выпуск (ACV); 53 - кольцевое уплотнение; 54 - вакуумный модулятор системы рециркуляции отработавших газов; 55 - трубка системы рециркуляции ОГ в сборе; 56 - клапан рециркуляции ОГ; 57 - прокладка.
Снятие головки блока цилиндров
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Снимите распределитель вместе с высоковольтными проводами.
- а) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки.
Примечание: не натягивайте провода. Натяжение или изгиб проводов может привести к их внутренним разрывам.
- б) Отверните болт крепления дер-жателей проводов.
- в) Отсоедините два разъема.
- г) Отверните два прижимных болта и снимите распределитель.
- д) Снимите кольцевое уплотнение корпуса распределителя.
3. Отверните свечи зажигания.
4. Отсоедините вакуумные шланги.
- а) (Модели с автоматической КПП) Отсоедините следующие шланги:
- Вакуумный шланг от привода приоткрывания дроссельной заслонки (1).
- Вакуумный шланг от клапана ре-циркуляции ОГ (2)
- Три вакуумных шланга от вакуумного модулятора системы рециркуляции ОТ (3).
- б) Отсоедините вакуумный шланг от аккумулятора паров топлива.
5. Снимите трубку рециркуляции ОГ, вакуумный модулятор и клапан рециркуляции ОГ.
- а) Ослабьте накидную гайку трубки и отверните болт, две гайки и снимите трубку рециркуляции ОГ.
- б) Снимите вакуумный модулятор системы рециркуляции ОГ и его кронштейн, отвернув болт.
- в) Отверните две гайки и снимите клапан рециркуляции ОГ и прокладку.
6. Снимите корпус термостата.
- а) Отсоедините следующие разъемы:
- Разъем датчика - выключателя по температуре охлаждающей жидкости (на привод электровентилятора системы охлаждения) (1).
- Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости (2).
- Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (3).
- (Модели с АКПП) Разъем датчика выключателя по температуре охлаждающей жидкости.
- б) Отсоедините следующие шланги:
- Входной шланг системы охлаждения (1).
- Выходной шланг отопителя (2).
- Шланг перепуска охлаждающей жидкости (3)
- Два вакуумных шланга термоуправляемого пневмоклапана (4)
- в) Отверните болт две гайки и снимите клапан рециркуляции ОГ и прокладку.
7. Снимите выпускной коллектор.
- а) Отверните три болта и снимите теплозащитный экран.
- б) Снимите выпускной коллектор и прокладку, отвернув шесть гаек.
8. Снимите клапан перепуска воздуха на выпуск.
- а) Отсоедините разъем клапана.
- б) Отсоедините воздуховод.
- в) Отсоедините два болта, провод "заземления" и клапан перепуска воздуха на выпуск.
- г) Снимите кольцевое уплотнение от клапана.
9. Снимите корпус дроссельной заслонки.
10 Снимите топливный коллектор и форсунки.
11 Снимите воздушную трубку, отвернув два болта.
12. Снимите впускной коллектор.
- а) Отверните два болта, гайку и снимите кронштейн коллектора.
- б) Отверните три болта, три гайки и снимите впускной коллектор.
13. Снимите крышку головки блока цилиндров
- а) Снимите крышку маслозаливной горловины.
- б) Отверните пять гаек - крышек и снимите уплотнительные шайбы.
- в) Снимите крышку головки блока цилиндров и прокладку.
14. Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ и прокладку, отвернув четыре болта.
15. Снимите ремень привода генератора, ослабив гайку болта - оси и регулировочный болт.
16. Снимите №3 крышку ремня привода ГРМ от №1 крышки рвмня привода ГРМ.
17. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива коленчатого вала
Примечание: при повторении использовании ремня привода ГРМ нанесите метки на ремень привода ГРМ и зубчатый шкив распределительного вала.
- а) Ослабьте болт крепления натяжного ролика и отожмите ролик натяжителя влево, насколько это будет возможным, и затем временно затяните его.
Примечание: не повредите ремень привода ГРМ.
- б) Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
18. Снимите промежуточный шкив, отвернув болт.
Примечание.
- Зафиксируйте ремень привода ГРМ так, чтобы он не перемещался.
- Будьте осторожными, не уроните что-нибудь внутрь.
- Предохраняйте ремень от попадания на него масла, воды и пыли.
19. Удерживая распределительный вал одним гаечным ключом, отверните болт крепления шкива другим ключом и снимите зубчатый шкив распределительного вала.
20. Снимите распределительный валы впускных и выпускных клапанов. Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал е горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
- а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так. чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было сверху (как показано в рисунке).
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов, что поможет поднять распределительный вал выпускных клапанов плавно и равномерно.
- б) Отверните четыре болта и снимите крышки подшипников №1 и №2.
- в) Снимите заглушку распределительного вала впускных клапанов и сальник.
- г) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом.
- Рекомендуемый технологический болт:
- диаметр — 6 мм
- шаг резьбы — 1,0 мм
- длина болта — 16-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой пружины вспомогательной шестерни.
- д) Равномерно ослабьте и отверните восемь болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.
- е) Снимите четыре крышки подшипников и распределительный вал выпускных клапанов.
Примечание: если распределительный вал не снимается прямо и горизонтально, повторно закрепите крышку подшипника №3 двумя болтами, а затем поочередно ослабляя болты крепления крышки подшипника, оттягивайте распределительный вал за шестерню.
Примечание: не пытайтесь снять распределительный вал с помощью инструмента.
- ж) Равномерно ослабьте и отверните восемь болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов за несколько проходов, как показано на рисунке.
- з) Снимите эти четыре крышки подшипнике и распределительный вал впускных клапанов.
Примечание:
- Если распределительный вал не снимается прямо и горизонтально, повторно закрепите крышку подшипника №3 двумя болтами, а затем поочередно ослабляя болты крепления крышки подшипника, оттягивайте распределительный вал за шестерню.
- Не пытайтесь снять распределительный вал с помощью инструмента.
21. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Установите шестигранный участок распределительного вала в тиски.
Примечание: не повредите распределительный вал.
- б) Вставьте технологический болт (А) в отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
- в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и снимите технологический болт (В).
Примечание: не повредите распределительный вал.
- г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
- д) Снимите: пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню привода распределительного вала (2), пластинчатую пружину (3).
22. Снимите головку блока цилиндров.
- а) Используя шестигранный торцевой гаечный ключ на 8 мм, равномерно ослабьте и отверните десять болтов крепления головки блока цилиндров за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
- б) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите ее на верстак, подложив деревянные бруски.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано не рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.