Блок цилиндров. 1 - болт штуцера (М3=34 Нм); 2 - прокладки штуцера; 3 - штуцер маслопровода масляного радиатора; 4 - пробка для слива масла (М3=34 Нм); 5 - прокладка пробки; 6 - болт (М3=4,9 Нм); 7 - масляный поддон (4A-FE); В - болты (М3=9,3 Нм); 9 - маслоприемник с сетчатым фильтром; 10 - прокладка маслоприемника; 11 - болт крепления крышки коренного подшипника (М3=60 Нм); 12 - крышки коренных подшипников коленчатого вала; 13 - упорные полукольца; 14 - вкладыши подшипников коленчатого вала; 15 - коленчатый вал; 16 - болт крепления корпуса масляного насоса (М3=21 Нм); 17 и 18 - корпус и прокладка корпуса масляного насоса; 19 - сальник носка коленчатого вала; 20 - болт крепления правой опоры двигателя (М3=51 Нм); 21 - правая опора двигателя; 22 - болт (М3=14 Нм); 23 - насос охлаждающей жидкости; 24 - уплотнительное кольцо; 25 - датчик детонации (М3=37 Нм); 26 - блок цилиндров; 27 - шатун; 28 - поршень; 29 - расширитель маслосъемного кольца; 30 - компрессионное кольцо №2; 31 - компрессионное кольцо №1; 32 - скребки маслосъемного кольца; 33 - поршневой палец; 34 - вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала; 35 - крышка кривошипной головки шатуна; 36 - гайка крепления крышки кривошипной головки шатуна (первый этап М3=29 Нм; затем довернуть еще на 90°); 37 - маховик; 38 - болт крепления маховика (М3=78 Нм); 39 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров (крышка картера сцепления); 40 - сальник хвостовика коленчатого вала; 41 - держатель сальника хвостовика коленчатого вала; 42 - прокладка держателя сальника хвостовика коленчатого вала; 43 - прокладка кронштейна масляного фильтра; 44 - кронштейн масляного фильтра; 45 - плоская шайба; 46 - болт-штуцер (перепускной болт); 47 - масляный фильтр; 48 - пробка для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров (М3=34 Нм); 49 - датчик аварийного давления масла; 51 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров; 52 - передняя дистанционная втулка; 53 - ведущая пластина гидротрансформатора; 54 - задняя дистанционная втулка; 55 - болт (М3=64 Нм); 56 - маслоуспокоитель (7A-FE); 57 - гайка (М3=7,8 Нм); 58 - нижняя часть масляного поддона (7A-FE); 59 - болт (М3=4,9 Нм); 60 - верхняя часть масляного поддона (7A-FE).
Подготовка к разборке блока цилиндров
1. (Модели с МКПП)
- а) Снимите кожух сцепления и диск сцепления
- б) Снимите маховик, отвернув 6 болтов.
Примечание: перед снятием маховика или пластины привода гидротрансформатора установите метки, чтобы не нарушить балансировки при их установке.
(Модели с АКПП)
Снимите ведущую пластину гидротрансформатора вместе с передней и задней распорными втулками, отвернув 6 болтов.
2. Снимите заднюю пластину (крышку) блока цилиндров, отвернув 2 болта.
3. Установите двигатель на стенд (станок) для разборки.
4. (Модели с кондиционером) Снимите компрессор кондиционера.
5. Снимите зубчатый ремень и зубчатые шкивы привода ГРМ (см. "Снятие ремня привода ГРМ").
6. Снимите головку блока цилиндров (см. "Снятие головки блока цилиндров").
7. Снимите генератор и натяжную планку генератора, отвернув 2 болта.
8. Снимите правую опору двигателя, отвернув 3 болта
9. Снимите насос охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта и сняв кольцевую уплотнительную прокладку (см. главу "Система охлаждения").
10. Снимите масляный фильтр, используя подходящий ключ, как показано на рисунке.
11. (Только для двигателей с масляным радиатором)
Снимите кронштейн масляного фильтра, отвернув перепускной болт, сняв плоскую шайбу и удалив (после снятия кронштейна): кольцевую уплотнительную прокладку и направляющую болта.
12. Снимите пробку или краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.
13. Используя подходящее приспособление, снимите датчик аварийного давления масла или датчик давления масла.
14. Используя подходящее приспособление, снимите датчик детонации.
15. (4A-FE)
Снимите масляный поддон и маслоприемник с сетчатым фильтром
- а) (Только для двигателей с масляным радиатором) Снимите штуцер маслопровода масляного радиатора.
- б) Снимите поддон, отвернув 19 болтов и 2 гайки.
- в) Введите острое лезвие между сопрягаемыми поверхностями блока цилиндров и поддона, обрежьте уплотнитель и снимите поддон.
Примечания:
- Будьте осторожны, чтобы не повредить фланец поддона.
- Не используйте подобный способ при снятии масляного насоса и держателя сальника хвостовика коленчатого вала
- г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, снимите маслоприемник с сетчатым фильтром.
(7A-FE)
Снимите нижнюю часть масляного поддона, маслоуспокоитель, маслозаборник с сетчатым фильтром и верхнюю часть масляного поддона.
- а) (Двигатели с масляным радиатором) Снимите штуцер маслопровода масляного радиатора.
- б) Снимите нижнюю часть масляного поддона, отвернув 13 болтов и 2 гайки.
- в) Введите острое лезвие между сопрягаемыми поверхностями, обрежьте уплотнитель и снимите нижнюю часть масляного поддона.
Примечания:
- Будьте осторожны, чтобы не по-вредить фланец поддона.
- Не используйте подобный способ при снятии верхней части масляного поддона, масляного насоса и держателя сальника хвостовика коленчатого вала.
- г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, снимите маслоприемник с сетчатым фильтром.
- д) Отвернув 3 гайки, снимите маслоприемник с сетчатым фильтром и прокладку.
- е) Отверните 6 болтов. Используя специнструмент, отверните 14 болтов и снимите верхнюю часть масляного поддона.
Если верхняя часть масляного поддона не снимается, используйте отвертку в качестве рычага, как показано на рисунке.
16. Отвернув 7 болтов, снимите корпус масляного насоса вместе с прокладкой.
Окончательная сборка
1. Установите масляный насос.
- а) Положите новую прокладку на поверхность блока цилиндров, стыкуемую с корпусом масляного насоса.
- б) Совместите шпоночный паз ведущего ротора насоса с большой шпонкой коленчатого вала и насадите насос на вал, как показано на рисунке.
- в) Закрепите насос болтами (М3=21 Нм).
- Учитывайте, что используются болты различной длины (см. рисунки):
- длинные болты — 35 мм
- остальные болты — 25 мм
4A-FE | 7A-FE |
2. (4A-FE)
Установите масляный поддон и маслозаборник с сетчатым фильтром.
- а) Установите маслоприемник, предварительно установив новую прокладку, а затем затяните болты и гайки крепления (М3=9,3 Нм).
- б) Удалите старый герметик с поверхностей разъема поддона и блока, стараясь не повредить поверхности поддона и блока цилиндров, растворителем очистите контактные поверхности.
Примечание: не используйте растворитель, который может повредить окрашенные поверхности.
- в) Нанесите свежий герметик на поверхность поддона, как показано на рисунке.
Примечания:
- Отверстие в тюбике должно обеспечить диаметр выдавливаемого герметика 3 - 5 мм
- Детали должны быть соединены в течение 5 мин после нанесения герметика, в противном случае герметик доложен быть удален и нанесен свежий.
- По окончании нанесения герметика насадка тюбика должна быть снята и очищена от следов герметика, а тюбик плотно закрыт.
- г) Закрепите поддон болтами и гайками.
- Момент затяжки — 5 Нм
- д) (Двигатели с масляным радиатором) Установите штуцер (с 2-мя новыми прокладками) шланга масляного радиатора и перепускным болтом, затянув его.
- Момент затяжки — 34 Нм
(7A-FE)
Установите нижнюю часть масляного поддона, маслоуспокоитвль, маслоприемник с сетчатым фильтром и верхнюю часть масляного поддона.
- а) Удалите старый герметик с контактных поверхностей и очистите их растворителем.
- б) Нанесите герметик (см. пункт "в" параграфа "2") на поверхность верхней части поддона, как показано на рисунке.
- в) Установите верхнюю часть масляного поддона. Используя специнсгрумент, закрепите ее 14-ю новыми болтами "А".
- Момент затяжки — 16 Нм
- г) Установите и затяните 6 болтов "В".
- Момент затяжки — 8 Нм
- д) Установите маслоприемник с новой прокладкой и закрепите его 3 гайками.
- Момент затяжки — 9 Нм
- е) Установите маслоуспокоитвль, закрепив его 2 болтами и 2 гайками.
- Момент затяжки — 8 Нм
- ж) Установите нижнюю часть масляного поддона.
- Удалите старый герметик с контактных поверхностей и очистите их растворителем.
Примечание: не используйте растворитель. который может повредить окрашенные поверхности.
- Нанесите герметик (см. пункт "в" параграфа "2") на поверхность поддона, как показано на рисунке.
- Установите нижнюю часть масляного поддона, закрепив ее 13 болтами и 2 гайками (М3=5 Нм).
- е) (Двигатели с масляным радиатором) Установите штуцер шланга масляного радиатора С 2 новыми прокладками и затяните перепускной болт (М3=34 Нм)
3. Установите датчик детонации, используя подходящий инструмент (М3=37 Нм).
4. Установите датчик аварийного давления масла или датчик давления масла.
- а) Нанесите клей на 2-3 нитки резьбы датчика
- б) С помощью подходящего приспособления заверните датчик, как показано на рисунке.
5. Установите пробку для слива охлаждающей жидкости.
- а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы пробки клей (см. параграф 4 на-стоящего раздела).
- б) Заверните пробку (М3=34 Нм).
6. (Двигатели с маспяным радиатором) Установите кронштейн масляного фильтра (см. главу "Система смазки").
- а) Установите направляющий болт кронштейна.
- б) Установите новое уплотнительное кольцо под кронштейн масляного фильтра.
- в) Установите кронштейн масляного фильтра с плоской шайбой и перепускным болтом (М3=54 Нм).
7. Установите масляный фильтр.
- а) Очистите контактную поверхность, на которую устанавливается масляный фильтр.
- б) Смажьте резиновую прокладку фильтра свежим моторный маслом.
- в) Заверните фильтр вручную до тех пор, пока его прокладка не коснется посадочной плоскости. Затем с помощью подходящего приспособления заверните фильтр дополнительно на 3/4 оборота.
8. Установите насос охлаждающей жидкости.
- а) Установите новое уплотнительное кольцо в блок цилиндров, как показано на рисунке.
- б) Закрепите насос охлаждающей жидкости болтами (М3=14 Нм).
9. Установите правую опору двигателя и закрепите ее 3-мя болтами (М3=51 Нм).
10. Установите натяжную планку генератора, закрепив ее 2-мя болтами (МЗ=39 Нм).
11. Установите головку блока цилиндров (см. раздел "Установка головки блока цилиндров").
12. Установите зубчатый ремень ГРМ и шкивы (см. раздел "Установка ремня привода ГРМ").
13. Установите распределитель зажигания или объединенный блок зажигания.
14. (Модели с кондиционером) Установите монтажную опору компрессора кондиционера.
15. Снимите двигатель с монтажного стенда.
16. Установите заднюю пластину двигателя и закрепите ее 2-мя болтами (М3=5,5 Нм).
17. (Модели с МКПП) Установите маховики и равномерно за несколько проходов, затяните болты крепления маховика в последовательности, указанной на рисунке (окончательным М3=78 Нм).
18. (Модели с АКПП) Установите ведущую пластину гидротрансформатора .
- а) Установите переднюю распорную втулку на коленчатый вал, причем, сторона втулки, на которой выполнена фаска, должна быть обращена в сторону вала, как показано на рисунке.
- б) Установите ведущую пластину и заднюю распорную втулку на коленчатый вал.
- в) Заверните и равномерно, за несколько проходов, затяните крепежные болты в указанной последовательности (окончательный М3=64 Нм).
19. (Модели с МКПП) Установите диск и кожух сцепления.
Примечание: при необходимости проверьте узел сцепления перед установкой.