Загрязнение двигательного масла
В процессе эксплуатации автомобиля двигательное масло подвергается различного рода воздействиям. Вследствие этого достаточно сложно установить характер влияния различных эксплуатационных факторов на работу масла. При длительной эксплуатации двигателя с большими нагрузками и большим числом оборотов двигательное масло разогревается до высокой температуры. Под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха масло окисляется. Продукты окисления сгущают масло и могут осаждаться на верхних частях поршней, канавках под поршневые кольца и ка стержнях клапанов. Это может привести также к закоксовыванию тарелок клапана.
Снижение вязкости масла бензиновых двигателей
Если топливно-воздушная смесь содержит избыток топлива, это приводит к снижению мощности двигателя. Если двигатель недостаточно прогрет (движение в городском цикле), это является причиной неполного сгорания топлива. Сажа, масляный нагар и другие продукты, несгоревшее топливо и конденсат влаги приводят к образованию шлаков, кислот и асфальта. Несгоревшее топливо осаждается на холодных стенках цилиндров и стекает в картер, смывая при этом масляную пленку с поверхности цилиндров и поршней. Следствием этого является ухудшение смазки цилиндров и уменьшение вязкости масла, что снижает его смазочные свойства. При чрезмерном снижении уровня масла необходима его полная замена. Так как при напряженном режиме передвижения (горячий двигатель) бензин из масла улетучивается, необходимо чаще контролировать уровень масла. Это имеет отношение прежде всего к зимнему периоду движения автомобиля,когда число холодных запусков увеличивается.
Вязкость моторного масла
Вязкостью называют свойство сопротивления жидкости внутреннему перемещению его слоев. Вязкость масла меняется в зависимости от его температуры. С увеличением температуры вязкость масла снижается, что приводит к снижению сказочных свойств масляной пленки. При снижении температуры вязкость масла возрастает, что приводит к возрастанию трения в подвижных частях двигателя.
В холодном двигателе вязкость масла должна быть достаточна для того,чтобы обеспечить запуск двигателя стартером и обеспечить доступ масла к поверхностям трения. Это требует применения двигательного масла, которое в минимальной степени меняет свою вязкость при изменении температуры.
Вязкость масла обозначается по системе SAE (Society of Automative Engineers). Например, SAE 30, SAE. 10 и т. д. Чем выше число SAE, тем выше вязкость масла. Вязкость масла не дает одного полного представления о его смазочных свойствах.