Бензиновый двигатель рабочим объемом 1,3 л
Снятие двигателя отдельно от коробки передач невозможно. Оба агрегата снимаются совместно и вынимаются из двигательного отсека вниз. Поэтому перед снятием двигатели необходимо ознакомиться с содержанием раздела "Снятие и установка коробки передач". Всасывающий патрубок и выпускной коллектор, а также карбюратор и генератор с двигателя не снимаются. Для снятия двигателя необходимы автоподъемник и два передвижных авто-мобильных гидроподъемника.
Перед установкой двигателя в двигательный отсек необходимо закрыть крылья кузова крышками. Рекомендуется перед снятием двигателя замаркировать клейкой лентой все электрические провода и вакуумные магистрали для облегчения их последующей сборки.
В зависимости от года выпуска и оборудования автомобиля электрические провода,вакуумные шланги и шланги системы охлаждения могут быть по разному проложены в двигательном отсеке. Не рассматривая подробности прокладки проводов и шлангов в каждой модели автомобиля, рекомендуется перед расстыковкой замаркировать их клейкой лентой. Ниже описывается снятие и установка бензинового двигателя рабочим объемом 1,3 л с системой впрыска топлива.
Снятие
Отсоединить от аккумуляторной батареи положительный и отрицательный кабели.
Внимание: При отключении аккумуляторной батареи стирается запись в памяти бортового компьютера, в частности, запись неисправностей и кода радиоприемника. Перед отсоединением аккумуляторной батареи необходимо ознакомиться с указаниями, приведенными в разделе "Снятие и установка аккумуляторной батареи".
Снять воздушный фильтр.
Слить охлаждающую жидкость.
Отсоединить привод газа.
Отсоединить следующие вакуумные шланги, предварительно замаркировав их:
- шланг к коробке с активированным углем;
- шланг к усилителю тормоза;
- шланг к указателю расхода топлива у правой амортизационной стойки;
- шланг к вакуумному датчику системы впрыска у переборки, отделяющей двигательный отсек от салона;
Отсоединить следующие электрические провода, идущие к двигателю, предварительно замаркировав их:
- комбинированный штеккер кислородного датчика;
- комбинированный штеккер зажигания и распределителя зажигания;
- штеккер указателя реле температуры охлаждающей жидкости;
- штеккер давления масла;
- комбинированный штеккер термореле времени;
- комбинированный штеккер датчика температуры охлаждающей жидкости;
- комбинированный штеккер датчика заднего хода;
- комбинированный штеккер вакуумного датчика;
- комбинированный штеккер вентиля впрыска и вентиля холодного запуска;
- комбинированный штеккер потенциометра дроссельной заслонки;
- вакуумный датчик справа над опорой двигателя;
- кабель массы головки цилиндров;
- штеккер и соединители на задней стенке генератора;
- штеккерное соединение жгута проводов двигателя сзади правой амортизационной стойки;
Отсоединить жгут проводов от выпускного коллектора и отвести его в сторону, чтобы он не мешал дальнейшим работам по снятию двигателя.
Ослабить болт крепления трубопровода подвода топлива к распределителю топлива, накрыть соединение ветошью и сбросить давление. После этого трубопровод отсоединить полностью и заглушить его. Отсоединить топливный трубопровод у патрубка слива и заглушить его. Вытекающее топливо собрать в емкость.
Если есть насос рулевого гидроусилителя, снять его вместе с гидроприводами.
Снять вал привода спидометра.
Отсоединить от коробки передач тягу переключения.
Установить автомобиль на подъемник.
Снять нижнюю обшивку двигательного отсека.
Снять приемную трубу и дополнительный глушитель или каталитический нейтрализатор.
Снять стартер.
Вывернуть болты и снять кожух маховика.
Снять приводы передних колес.
Снять рабочий гидроцилиндр привода сцепления.
Внимание: Гидропривод цилиндра не отсоединять. В противном случае после сборки необходимо выпустить из гидросистемы воздух. После снятия гидроцилиндра нельзя нажимать педаль сцепления.
Вывернуть болты крепления и снять переднюю и заднюю опоры двигателя.
Вывернуть четыре болта крепления нижней опоры двигателя и снять опору.
Проверить, отсоединены ли все шланги и провода, идущие от двигателя к кузову. Вынуть двигатель из отсека.
Слегка приподнять двигатель снизу двумя передвижными автоподъемниками. Для исключения повреждений масляного картера и коробки передач использовать деревянные прокладки.
Внимание: Опускать двигатель осторожно, исключая его опрокидывание.
Вывернуть болты крепления левой подвески двигателя.
Вывернуть болт крепления -2- правой опоры двигателя и вынуть консоль.
Осторожно опустить двигатель вниз с помощью передвижных подъемников.
Внимание: Опускать двигатель осторожно, исключая его удары о кузов.
Отсоединить коробку передач от двигателя.
Установка
Проверить опоры двигателя, топливные, масляные шланги и шланги охлаждающей жидкости на наличие трещин и пор. При необходимости шланги заменить.
Проверить выжимной подшипник сцепления и вилку выключения сцепления на легкость хода. При необходимости заменить их.
Проверить толщину накладок ведомого диска сцепления и их состояние. При необходимости заменить накладки или диск.
Очистить и смазать тонким слоем смазки MoS2 шлицы первичного вала коробки передач.
Установить коробку передач на двигатель.
Упереть передвижные подъемники снизу в двигатель.
Установить крепежные болты в правую и левую опоры двигателя.
Установить кожух сцепления и закрепить его болтами.
Установить и закрепить стартер.
Установить приводные валы.
Установить нижнюю опорную балку двигателя и затянуть болты ее крепления с усилием 40 Нм.
Вставить болты крепления передней и задней опор двигателя и затянуть их с усилием 40 Нм.
Покачивая двигатель из стороны в сторону найти его правильное положение. После этого затянуть с усилием 55Нм гайки и болты правой и левой опор двигателя.
Установить приемную трубу и глушитель системы выпуска отработавших газов и катализатор.
Установить нижнюю обшивку двигательного отсека.
Снять автомобиль с подъемника.
Установить рабочий гидроцилиндр привода сцепления.
Установить и отрегулировать тягу газа.
Установить вал привода спидометра.
Установить трос привода сцепления.
Соединить и закрепить согласно маркировке электрические провода и вакуумные шланги.
Надеть шланг возврата топлива на распре-делительную магистраль и закрепить его хомутом. Соединить шланг подвода топлива с распределительной трубкой и затянуть его с усилием 30 Нм, установив новое уплотнение.
Установить радиатор.
Проверить уровень масла в двигателе и коробке передач. При необходимости масло долить.
Проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости.
Установить воздушный фильтр.
Соединить положительный и отрицательный кабели с аккумуляторной батареей.
Проверить момент зажигания, если необходимо отрегулировать.
Проверить работу двигателя на холостом ходу. При необходимости отрегулировать.
Запустить и разогреть двигатель. Проверим, уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
Проверить зазор клапанов.