Примечание:
- - Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.
- - Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.
- - Замените все прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.
1. Установите вкладыши коренных подшипников.
Примечание (3S-FE, 4S-FE): Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,9 мм. Вкладыши шириной 22,9 мм соответствуют — коренной шейки №3, а вкладыши шириной 19,2 мм — остальным коренным шейкам. Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.
3S-FE, 4S-FE
а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши,
б) Совместите выступы нижних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) в крышках коренных подшипников и установите их.
Примечание: каждая крышка коренного подшипника пронумерована.
2. Установите верхние упорные полукольца в постель блока коренного подшипника №3, смазочными канавками, направленным наружу.
3. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
4. Установите крышки коренных подшипников и упорные полукольца.
а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №3, сориентировав масляные канавки наружу.
б) Установите пять крышек коренных подшипников.
Примечание: каждая крышка подшипника имеет номер и метку "перед".
в) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.
г) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
- 2С — 105 Нм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 7A-FE, 5A-FE — 60 Нм
д) Ввернув болт и используя динамометрический ключ проверьте, чтобы усилие поворачивания коленчатого вала было меньше 20 Нм и вращался вал равномерно.
е) Используя стрелочный индикатор, измерите осевой зазор коленчатого вала, при перемещении коленчатого вала отверткой, (см. выше).
Если осевой зазор больший чем максимальный, замените упорные полукольца.
5. Установите поршень и шатун в сборе.
а) Наденьте на резьбовые части шатунных болтов куски шлангов для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала.
б) Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.
6. Установите нижние крышки шатунов.
А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.
а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.
б) Установите нижние крышки шатунов, так чтобы метки "перед" были обращены к передней части двигателя.
Б. Установите гайки на шатунные болты (или заверните болты 7A-FE).
Примечание:
- - Гайки затягиваются в два этапа.
- - Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.
а) Нанесите слой моторного масла на резьбу болтов, под гайки крышек шатунов или под головки болтов.
б) Проведите первичную затяжку гаек (болтов) крышек шатунов равномерно в несколько проходов.
Момент затяжки:
- 2С — 65 Нм
- 4S-FE — 54 Нм
- 3S-FE — 25 Нм
- 4A-FE, 5A-FE — 29,4 Нм
- 7A-FE — 24,5 Нм
Если какая-либо гайка (болт 7A-FE) не затягивается указанным моментом, замените болт и гайку.
(3S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE)
в) Пометьте краской болты и гайки, (или головку, болта) как показано на рисунках.
г) Доверните гайки (болты) на 90° у как показано на рисунках.
д) Убедитесь, что метки на гайках (болтах) теперь расположены под 90° по отношению к метке на шатунных болтах.
(Все двигатели)
е) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно, а усилие проворачивания было не больше 120 Нм.
ж) Используя стрелочный индикатор, измерите осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед. (см. выше.)
Если осевой зазор больший чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.
7. Установите новую прокладку и держатель заднего сальника, затянув болты.
- Момент затяжки — 13 Нм