а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Примечание: не применяйте металлическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые В кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.
Примечание: имеются три размерных группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "1", "2" и "3" соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении перпендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре. Обратите внимание на метку (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
3S - FE, 4S - FE
4A - FE, 5A - FE, 7A - FE
2С
а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 25,4 мм (3S - FE), 26,0 мм (4S - FE); 24,5 мм (4А - FE, 5A - FE, 7A - FE); 64,5 мм (2С); от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр поршня:
Двигатель 2С:
- метка "1" — 85,945 - 85,955 мм
- метка "2" — 85,955 - 85,965 мм
- метка "3" — 85,965 - 85,975 мм
- рем. (0,50) — 86,445 - 86,475 мм
Двигатель 3S - FE:
- метка "1" — 85,870 - 85,880 мм
- метка "2" — 85,880 - 85,890 мм
- метка "3" — 85,890 - 85,890 мм
- рем. (0,50) — 86,425 - 86,455 мм
Двигатель 4S - FE:
- метка "1" — 82,437 - 82,447 мм
- метка "2" — 82,447 - 82,457 мм
- метка "3" — 82,457 - 82,467 мм
- рем. (0,50) — 82,937 - 82,967 мм
- рем. (0,75) — 83,187 - 83,217 мм
Двигатели 4A - FE, 7A - FE:
- метка "1" — 80,905 - 80,915мм
- метка "2" — 80,915 - 80,925 мм
- метка "3" — 80,925 - 80,935 мм
- рем. (0,50) — 81,430 - 81,460 мм
Двигатель 5A - FE:
- метка "1" — 78,605 - 78,615 мм
- метка "2" — 78,615 - 78,625 мм
- метка "3" — 78,625 - 78,630 мм
- рем. (0,50) — 79,130 - 79,160 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя.
в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра.
Зазор между цилиндром и поршнем:
2С:
- номинальный — 0,045 - 0,065 мм
- максимальный — 0,15 мм
3S - FE:
- номинальный — 0,120 - 0,140 мм
- максимальный — 0,190 мм
4S - FE:
- номинальный — 0,053 - 0,073 мм
- максимальный — 0,120 мм
4A - FE, 5A - FE, 7A - FE:
- номинальный — 0,085 - 0,105 мм
- максимальный — 0,130 мм
Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка", измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
Компрессионное кольцо №1:
- 3S - FE — 0,040 - 0,080 мм
- 4S - FE — 0,030 - 0,070 мм
4A - FE, 5A - FE, 7A - FE:
- Т — 0,050 - 0,085 мм
- 2R — 0,045 - 0,080 мм
- 2С — 0,100 - 0,140 мм
Компрессионное кольцо №2:
- 3S - FE, 4S - FE, 4A - FE, 5A - FE, 7A - FE — 0,030 - 0,070 мм
- 2С — 0,050 - 0,090 мм
Маслосъемное кольцо:
2С — 0,030 - 0,070 мм
4A - FE, 5A - FE, 7A - FE:
- Т — 0,02 - 0,16 мм
- 2R — 0,03 - 0,11 мм
Если зазор больше допустимого, замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр.
б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм (3S - FE, 5A - FE); 107 мм (7A - FE); 100 мм (4A - FE, 5A - FE); 120 мм (2С) от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.
Двигатель 2С:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27 - 0,037 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,34 - 0,47 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 0,20 - 0,40 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,98 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,92 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,00 мм
Двигатель 3S - FE:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27 - 0,40 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,27 - 0,41 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,20 - 0,70 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,00 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,01 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,30 мм
Двигатель 4S - FE:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,25 - 0,38 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,20 - 0,32 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,15 - 0,40 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо N°1 — 0,98 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,92мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,00 мм
Двигатель 5A - FE:
Номинальный зазор: компрессионное кольцо №1
- Т — 0,25 - 0,37 мм
- 2R — 0,25 - 0,35 мм
компрессионное кольцо №2
- Т — 0,37 - 0,52 мм
- 2R — 0,35 - 0,50 мм
маслосъемное кольцо (по скребкам)
- Т — 0,15 - 0,40 мм
- 2R — 0,10 - 0,35 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,97 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,95 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,70 мм
Двигатель 4A - FE, 7A - FE:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,25 - 0,35 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,35 - 0,50 мм
маслосъемное кольцо (по скребкам)
- Т — 0,15 - 0,40 мм
- 2R — 0,10 - 0,35 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,07 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,02 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,62 мм
Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.
Г. Проверьте поршневой палец.
При нагретом поршне до 60°С, поршневой палец должен перемещаться в поршне, без значительных усилий. После проверки снимите поршневой палец.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке. Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины:
- 5A - FE — 0,03 мм
- остальные — 0,05 мм
Если, скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.
Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.
Максимальное скручивание на 100 мм длины:
- двигатели серии Е — 0,05 мм
- двигатели серии С, S — 0,15 мм
Б. (2С, 3S - FE) Проверьте масляный зазор поршневого пальца.
а) Нутромером, измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
Внутренний диаметр втулки:
2С
- метка А — 27,011 - 27,015 мм
- метка В — 20,015 - 20,019 мм
- метка с — 20,016 - 20,021 мм
3S - FE — 22,005 - 22,017 мм
б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца:
- 2С — 27,000 - 27,012 мм
- 3S - FE — 21,997 - 22,009 мм
в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.
Номинальный масляный зазор:
- 2С — 0,007 - 0,015 мм
- 3S - FE — 0,005 - 0,011 мм
Максимальный масляный зазор — 0,05 мм
Если масляный зазор больший чем максимальный, замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.
В. (2С, 3S - FE) Если необходимо, замените втулку верхней головки шатуна.
а). Используя оправку и пресс, выпрессуйте втулку из верхней головки шатуна.
б) (3S - FE) Совместите смазочные отверстия новой втулки и шатуна и запрессуйте втулку.
(2C) Установите втулку на специальное приспособление, зафиксировав её шариком в масляном (смазочном) отверстии втулки.
Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна.
Используя специальное приспособление и пресс, запрессуйте втулку.
в) Измерьте масляный зазор поршневого пальца'и если необходимо, то отшлифуйте, или переточите новую втулку до получения номинального зазора.
г) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршневой палец моторное масло и надавите на него, как показано на рисунке.
Г. (3S - FE) Проверьте шатунные болты.
а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой, на всю длину резьбы болта.
б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.
Стандартный диаметр:
- 3S - FE — 7,86 - 8,00 мм
Минимальный диаметр:
- 3S - FE — 7,60 мм
Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта, как показано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу.