- Провернуть коленвал до установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ. При этом метка на шкиве должна совпасть с отметкой "0" на шкале на крышке кожуха.
- Проверить, что толкатели клапанов первого цилиндра имеют небольшой люфт, а толкатели клапанов четвертого цилиндра находятся под напряжением. Если это не так, провернуть коленвал еще на один оборот.
- Измерить зазоры клапанов в соответствии с рисунком 83 с помощью щупов, вставляемых между толкателем и поверхностью кулачка. Зазоры впускных (Е) и выпускных (А) клапанов на обоих двигателях различны и приводятся в таблицах размеров и регулировок.
Рис. 83. Последовательность регулировка клапанов, указанных стрелками при установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ E - распределительный вал впускных клапанов; A - распределительный вал выпускных клапанов
- Провернуть двигатель на один полный оборот и измерить зазоры, указанные на рисунке 84.
Рис. 84. Отрегулировать зазоры клапанов, указанных стрелками при установке поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ E - распределительный вал впускных клапанов; A - распределительный вал выпускных клапанов
- Признаком правильной регулировки является то, что конец щупа вводится внутрь с сопротивлением. Для регулировки зазоров клапанов следует заменять регулировочные шайбы, но для снятия и установки регулировочных шайб требуется специальный инструмент. Для этого провернуть коленчатый вал до установки соответствующего кулачка острием вверх и с помощью специального инструмента или иным образом прижать толкатель, чтобы можно было вытащить маленькой отверткой регулировочную шайбу. Прежде чем прижимать толкатель, его следует повернуть так, чтобы насечка сверху была обращена к свечам.
Регулировочная шайба может быть рассчитана по следующей формуле:
- Измерить снятую шайбу микрометром (рис. 85) и записать результат.
Рис. 85. Измерение регулировочной шайбы при регулировке зазоров клапанов. Слева показано положение регулировочной шайбы относительно толкателя и кулачка вала
Вычислить толщину новой шайбы, обеспечивающую требуемый зазор клапана. При этом используется следующая формула, но следует учитывать тип двигателя:
Двигатель 1,6 л (4A-F/FE)
Впускные клапаны:
- N = Т + (А - 0,20 мм)
Выпускные клапаны:
- N = Т + (А — 0,25 мм)
Двигатель 2,0 л (3S-FE)
Впускные клапаны:
- N = Т + (А — 0,24 мм)
Выпускные клапаны:
- N = Т + (А - 0,33 мм),
где "т" — толщина снятой шайбы, "А" — измеренный зазор клапана и "N" — толщина новой, подлежащей установке шайбы.
- Выбрать шайбу, которая по толщине наиболее близка к требуемому зазору. Имеется ряд из 17 размеров шайб толщиной от 2,5 мм до 3,3 мм через 0,05 мм.
- Для установки регулировочной шайбы снова прижать толкатель и вставить шайбу.
- Измерить зазор клапана, как было описано выше.
- Отрегулировать зазоры остальных клапанов.
Не допускать падения регулировочной шайбы в двигатель. Во избежание этого использовать маленькую отвертку и магнит, как это показано на рисунке 86. Шайба должна быть выдвинута в сторону и "схвачена" магнитом.
Рис. 86. Вынимание регулировочной шайбы при регулировке зазоров клапана. Прижать толкатель специальным приспособлением (1) и вынуть шайбу отверткой (2) и магнитом(3)