Щеточный узел
Щетки должны иметь длину более 10,0 мм. Проконтролировать, легко ли перемещаются щетки в своих направляющих, вставляя их и легким потягиванием за тоководы перемещая их в обе стороны. Если необходимо, протереть щетки тряпкой, смоченной в бензине, или обработать тонким надфилем. Если необходимо, заменить щетки.
Якорь и коллектор
Коллектор должен быть гладким по всей поверхности, на которой не должно быть задиров и нагара. Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине, при одновременном поворачивании якоря, как показано на рисунке 278. Если это не приносит успеха, коллектор можно обработать куском наждачной бумаги, но не использовать для этого наждачную шкурку. Чтобы расточить сильно изношенный коллектор, можно установить его в токарный станок и снять слой металла при высоких оборотах. Не снимать слой больше, чем это необходимо. При этом окончательный диаметр не должен быть меньше 27,0 мм на стартере с непосредственным приводом и 29,0 мм на стартере с редуктором. Измерение коллектора производится в месте, показанном на рисунке 279.
Рис. 278. Зачистить коллектор полоской наждачной бумаги (1) Для зачистки по всей окружности зажимать якорь в тисках в разных местах
Рис. 279. Измерение диаметра коллектора (1) штангельциркулем (2)
В заключение пропилить ножовкой ламельные промежутки между сегментами коллектора на глубину 0,5—0,8 мм. После этого отполировать коллектор тонкой наждачной бумагой до получения блестящего слоя. Пропиливание ламельных промежутков между сегментами коллектора производится, если глубина составляет менее 2,0 мм. Наиболее часто нарушения работы вызываются короткими замыканиями в якоре. Признаком являются обгоревшие витки коллектора. На стартере с непосредственным приводом проконтролировать люфт вала якоря во втулках, измерив диаметр вала и внутренний диаметр втулки а вычислив разность этих значений. Если она превышает 0,20 мм, следует заменить втулки. Для проверки обмотки якоря требуется прибор для проверки якоря, так называемый зуммер. Если прибора нет, можно проверять якорь путем временной установки нового якоря. Не пытаться выправлять погнутый вал якоря или обрабатывать сердечник якоря.
Обмотки статора
Обмотки статора лучше всего могут быть проверены с помощью амперметра, который подключается к выводу обмотки и массе с включенным в промежутке аккумулятором (Рис. 280). При наличии показаний обмотка замкнута на массу. Для второй проверки подключить амперметр к обоим щеткам (Рис. 281). При отсутствии показаний имеется обрыв цепи. В обоих случаях заменить корпус стартера или обмотки. Контактные болты отворачиваются ударной отверткой, так как они сильно затянуты. На стартере с редуктором заменяется весь корпус.
Рис. 280. Контроль обмоток возбуждения на контакт с массой
Рис. 281. Контроль обмоток возбуждения на обрыв
Подшипники
Подшипники, которые разбиты настолько, что появляется боковой люфт вала якоря, должны быть заменены. | Для этого лучше всего, измерить наружный диаметр вала и внутренний диаметр втулок. Если разность превышает 0,20 мм, следует выпрессовать старые втулки, запрессовать новые и притереть втулки до появления люфта вала якоря 0,035—0,08 мм.
Привод стартера
Проконтролировать состояние зубьев приводной шестерни. Шестерня должна легко перемещаться по резьбовой части вала якоря. Муфта свободного хода должна вращаться только в одном направлении, блокируясь в противоположном направлении. Если требуется, заменить весь привод, но перед заказом запчастей следует сосчитать зубья приводной шестерни.
Если приводная шестерня заменяется из-за повреждения зубьев, обязательно проконтролировать зубчатый венец.
Тяговое реле
Тяговое реле не подлежит ремонту. Для проверки обмотки тягового реле подключить аккумулятор 12 В к клеммам "С" и "50". Должны быть показания тока и приводная шестерня должна выскочить. Эта проверка подтверждает исправность тяговой обмотки. Для контроля удерживающей обмотки подключиться, как указано на обоих рисунках, и отрицательный провод отсоединить от клеммы "С". Приводная шестерня не должна изменять своего положения. Если она заскакивает назад, следует заменить тяговое репе. На рисунке 282 показаны клеммы тягового реле обычного стартера, а на рисунке 283 — стартера с редуктором.
Рис. 282. Проверка тягового реле омметром (стартер с непосредственным приводом) 1. Клемма "С"; 2. Клемма "50"
Рис. 283. Проверка тягового реле стартера с редуктором 1. Клемма "С"; 2. Клемма "50"
Третью проверку следует провести с целью контроля возвращения приводной шестерни. Для этого отсоединить отрицательный провод от корпуса (рис. 283). Шестерня должна сразу же заскочить внутрь. Если этого не происходит, заменить тяговое реле.