2. Снимите масляные форсунки.
3. Провесьте величину осевого зазора шатунного подшипника часовым индикатором, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.
Стандартный осевой зазор:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,16 - 0,312 мм
- ЗС-Т — 0,08 - 0,300 мм
Максимальный осевой зазор:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,35 мм
- ЗС-Т — 0,40 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
4. Снимите крышку шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильность сборки.
Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны.
б) Отверните две гайки крепления нижней крышки шатуна.
в) Молотком с пластиковой головкой слегка постучите по шатунным болтам и освободите нижнюю крышку шатуна.
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
г) Наденьте на выступающие концы болтов кусочки шланга для предотвращения повреждения поверхности шатунной шейки.
д) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
е) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на предмет наличия точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
ж) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперёк шатунной шейки.
з) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки.
Момент затяжки:
3S-FE, 4S-FE:
- 1- й этап — 25 Нм
- 2- й этап — довернуть на 90°
4S-FE — 54 Нм
ЗС-Т — 66 Нм
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла на резьбу болтов и под гайки перед их установкой.
и) Снимите нижнюю крышку шатуна, отвернув гайки.
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину зазора шатунного вкладыша.
Зазор шатунного вкладыша:
3S-FE
- номинальный — 0,024 - 0,055 мм
- ремонтный (0,25 — 0,025 - 0,089 мм
- максимальный — 0,08 мм
4S-FE:
- номинальный — 0,024 - 0,055 мм
- ремонтный (0,25 — 0,023- 0,069 мм
- максимальный — 0,08 мм
ЗС-Т:
- номинальный — 0,042 - 0,066 мм
- ремонтный (0,25) — 0,043 - 0,089 мм
- максимальный — 0,10 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости прошлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипника.
Существуют размерные группы вкладышей, обозначенных "7" "2" "3" для 3S-FE, 4S-FE и "1", "2", "3", "4", "5" для двигателя ЗС-Т.
При этом выступ (метка «перед») на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по их толщине:
3S-E:
- метка "1" — 1,484 - 1,488 мм
- метка "2" — 1,488 - 1,492 мм
- метка "3" — 1,492 -1,496 мм
4S-E:
- метка "1" — 1,484 - 1,488 мм
- метка "2" — 1,488 - 1,492 мм
- метка "3" — 1,492 - 1,496 мм
ЗС-Т:
- метка "4" — 1,485- 1,489 мм
- метка "5" — 1.489 - 1,493 мм
Ремонтный размеры вкладышей — 1,600- 1,610 мм
л) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
5. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Развёрткой удалите нагар с верхней части цилиндра, как показано на рисунке.
б) Закройте шатунные болты отрезками шлангов для предохранения коленчатого вала от повреждения.
в) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определённом порядке.
6. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний "назад-вперёд" с помощью отвертки.
Стандартный осевой зазор:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,020 - 0,022 мм
- ЗС-Т — 0,040 - 0,240 мм
Максимальный осевой зазор — 0,30 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец:
3S-FE, 4S-FE — 2,44 - 2,49 мм
ЗС-Т:
- номинальная — 2,680 - 2,730 мм
- ремонтная (0,125) — 2,743 - 2,793 мм
- ремонтная (0,250) — 2,805 - 2,855 мм
7. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников в несколько проходов, как показано на рисунке.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
Примечание:
- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в определённом порядке.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на предмет наличия точечной коррозии и царапин.
Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
- 3S-FE, 4S-FE — 59 Нм
- ЗС-Т — 103 Нм
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
и) Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами и упорные полукольца (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор в коренном подшипнике:
3S-FE, 4S-FE:
подшипник №3
- стандартный — 0,025 - 0,044 мм
- ремонтный (0,25) — 0,027 - 0,067 мм
остальные
- стандартный — 0,015 - 0,034 мм
- ремонтный (0,25) — 0,019 - 0,059 мм
максимальный зазор: 0.080 мм
ЗС-Т:
- номинальный — 0,034 - 0,065 мм
- максимальный — 0,100 мм
Если зазор больший чем максимальный, замените подшипники.
Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, выберите нужный вкладыш по таблице, путем складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала. Существует пять стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных "1", "2"', "3", "4" и "5" соответственно.
3S-FE, 4S-FE
3C-T
Пример: Метка "2" на блоке цилиндров + метка "1" на коленчатом валу = сумма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
3S-FE:
- метка "1" — 59,020 - 59,026 мм
- метка "2" — 59,026 - 59,032 мм
- метка "3" — 59,032 - 59,038 мм
- ремонтный (0,25) — 59,020 - 59,038 мм
ЗС-Т:
- метка "1" — 61,000 -61,008 мм метка
- метка "2" — 61,008 - 61,016 мм метка
- метка "3" — 61,016-61,024 мм
- ремонтный (0,25) — 61,000 - 61,024 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
3S-FE:
- метка "0" — 54,998 - 55,003 мм
- метка "1" — 54,993 - 54,998 мм
- метка "2" — 54,988 - 54,993 мм
- ремонтный (0,25) — 54,745 - 54 755 мм
ЗС-Т
- любая метка — 56,985 - 57,000 мм
- ремонтный (0,25) — 56,745 - 56,755 мм
Толщина стенки вкладыша (в центральной части): 3S-FE:
Вкладыш №3
- метка "1" — 1,992- 1,995 мм
- метка "2" — 1,995 -1,998 мм
- метка "3" — 1,998 - 2,001 мм
- метка "4" — 2,001 - 2,004 мм
- метка "5" — 2,004 - 2,007 мм
- ремонтный (0,25) — 2,113 -2,119 мм
Остальные
- метка "1" — 1,997 - 2,000 мм
- метка "2" — 2,000 - 2,003 мм
- метка "3" — 2,003 - 2,006 мм
- метка "4" — 2,006 - 2,009 мм
- метка "5" — 2,009 - 2,012 мм
- ремонтный (0,25) — 2,117-2,123 мм
ЗС-Т:
- метка "1" — 1,979-1,963 мм
- метка "2" — 1,963 -1,987 мм
- метка "3" — 1,987- 1,991 мм
- ремонтный (0,25) — 2,100 - 2,106 мм
л) Снимите пластиковые калибры.
8. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определённом порядке.