а) Скребком удалите нагар и другие, углеродные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Примечание: не применяйте металлическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.
Примечание: имеются три размерных группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "7", "2" и "3" соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении перпендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре. Обратите внимание на метку (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
3S-FE, 4S-FE
3C-T
а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 25 мм от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр поршня:
3S-FE:
- метка "1" — 85,865 - 85,875 мм
- метка "2" — 85,875 - 85,885 мм
- метка "3" — 85,885 - 85,895 мм
- ремонтный (0,50) — 86.365 - 86,395 мм
4S-FE:
- метка "1" — 82,437 - 82.447 мм
- метка "2" — 82,447 - 82,457 мм
- метка "3" — 82,457 - 82,467 мм
- ремонтный (0,50) — 82 937 - 82,967мм
- ремонтный (0,75) — 83,187- 83,217 мм
ЗС-Т:
Номинальный диаметр:
- метка "1" — 86,00 - 86,01 мм
- метка "2" — 86.01 - 86,02 мм
- метка "3" — 86,02 - 86.03 мм
Максимальный диаметр:
- номинальный — 86,23 мм
- ремонтный (0,50) — 86,73 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя.
в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра.
Зазор между цилиндром и поршнем:
3S-FE:
- номинальный — 0,125 - 0,145 мм
- максимальный — 0.165 мм
4S-FE:
- номинальный — 0,053 - 0,073 мм
- максимальный — 0,12 мм
ЗС-Т:
- номинальный — 0,112 - 0,132 мм
- максимальный — 0,182 мм
Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка’’, измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
Компрессионное кольцо №1:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,040 - 0,080 мм
- ЗС-Т — 0,047 - 0,111 мм
Компрессионное кольцо №2:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,030 - 0,070 мм
- ЗС-Т — 0,050 - 0,090 мм
Маслосъемное кольцо:
- ЗС-Т — 0,030-0,070 мм
Если зазор больше допустимого, замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр.
б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм от поверхности блока цилиндров как показано на рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.
3S-FE, 4S-FE:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27 - 0,50 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0, 27 - 0,51 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 0,20- 0,550 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1,10 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,2 мм
- маслосъемное кольцо (по скребкам) — 1,15 мм
ЗС-Т:
Номинальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 0,27 - 0,49 мм
- компрессионное кольцо №2 — 0,35 - 0,62 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 0,20 - 0,52 мм
Максимальный зазор:
- компрессионное кольцо №1 — 1.29 мм
- компрессионное кольцо №2 — 1,42 мм
- маслосъёмное кольцо (по скребкам) — 1,32 мм
Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.
Г. Проверьте поршневой палец.
При нагретом поршне до 60°С, поршневой палец должен перемещаться в поршне, без значительных усилий.
После проверки снимите поршневой палец.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке. Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины 0,05 мм
Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.
Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.
Максимальное скручивание на 100 мм длины — 0,15 мм
Б. Проверьте зазор между поршневым пальцем и отверстием верхней головки шатена.
а) Нутромером, измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
Внутренний диаметр втулки:
- 3S-FE — 22,005 -22,017 мм
- 4S-FE — 20,013 - 20,025 мм
- ЗС-Т — 27,011-27,023 мм
б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца:
- 3S-FE — 21,997 - 22,009 мм
- 4S-FE — 20,004 - 20,016 мм
- ЗС-Т — 27,000 -27,012 мм
в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.
Номинальный масляный зазор:
- 3S-FE, 4S-FE — 0,005 -0,011 мм
- ЗС-Т — 0,007 - 0,015 мм
Максимальный масляный зазор: 0,05 мм
Если зазор больший чем максимально допустимый, то замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.
В. Если необходимо, замените втулку верхней головки шатуна.
а) Используя оправку и пресс, выпрессуйте втулку из верхней головки шатуна.
б) (3S-FE, 4S-FE) Совместите смазочные отверстия новой втулки и шатуна и запрессуйте втулку.
(3C-T)
Установите втулку на специальное приспособление, зафиксировав её шариком в масляном (смазочном) отверстии втулки.
Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна.
Используя специальное приспособление и пресс запрессуйте втулку.
в) Измерьте зазор поршневого пальца и если необходимо, то отшлифуйте или переточите новую втулку до получения номинального зазора.
г) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршневой палец моторное масло и надавите на него, как показано на рисунке. Палец должен свободно пройти в отверстие шатуна.
Г. (3S-FE 4S-FE) Проверьте шатунные болты.
а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.
б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.
Стандартный диаметр:
- 3S-FE, 4S-FE — 7,860 - 8,000 мм
Минимальный диаметр:
- 3S-FE, 4S-FE — 7,60 мм
Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта, как показано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу.