Примечание: процедуры снятия головки блока цилиндров даны на примере двигателя 3S-FE. Для двигателя 4S-FE может немного отличаться процедура снятия навесного оборудования.
1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров и радиатора.
3. Отсоедините тросики снимите кронштейн крепления троса привода дроссельной заслонки, отвернув два болта.
Примечание: перед отсоединением тросика управления АКПП (управление клапаном-дросселем), пометьте маркером (или измерьте штангенциркулем) его регулировку (положение гаек).
4. Снимите генератор.
а) Отсоедините зажим жгута проводов от зажима на генераторе.
б) Отсоедините разъем генератора.
в) Снимите резиновый колпачок и отверните гайку крепления провода, и отсоедините провод генератора.
г) Ослабьте стопорный болт (модели с кондиционером), регулировочный болт и шарнирный болт.
д) Снимите ремень привода генератора.
е) Снимите стопорный болт регулировки (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера) и шарнирный болт.
ж) Снимите генератор.
5. Снимите распределитель.
а) Отсоедините два разъема распределителя.
б) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки. Не натягивайте провода.
Примечание: натяжение или изгиб проводов может вызвать внутренние повреждения.
в) Отверните два болта, и снимите распределитель.
5. Снимите выпускной коллектор.
а) Отверните пять болтов и снимите верхний теплозащитный экран.
б) Отверните болты, гайки и снимите кронштейн выпускного коллектора и поиемную трубу.
в) Отверните шесть гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
г) Отверните три болта и снимите нижний теплозащитный экран.
Снятие и установка головки блока цилиндров.
1 - жгут проводов двигателя,
2 - изолятор,
3 - форсунка,
4 - уплотнение,
5 - кольцевое уплотнение,
6 - теплоизоляционная втулка,
7 - топливный коллектор,
8 - прокладка,
9 - электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ (модели с системой рециркуляции ОГ),
10 - вакуумная трубка,
11 - шланг подачи топлива,
12 - впускная камера в сборе с коллектором,
13 - клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор (модели с системой рециркуляции ОГ),
14 - кронштейн троса привода дроссельной заслонки,
15 - корпус дроссельной заслонки,
16 - кронштейн №2 впускного коллектора,
17 - левый крюк подъема двигателя,
18 - кронштейн №1 впускного коллектора,
19 - демпфер пульсаций давления топлива,
20 - распределитель,
21 - свеча зажигания,
22 - выходной патрубок охлаждающей жидкости,
23 - перепускная трубка охлаждающей жидкости,
24 - верхний теплозащитный экран,
25 - выпускной коллектор,
26 - нижний защитный кожух,
27 - кронштейн выпускного коллектора.
6. Снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости.
а) Отсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
- (2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
- (3) Разъем датчика давления масла.
б) Отсоедините следующие шланги.
Примечание: промаркируйте краской все шланги перед снятием, для правильной установки.
- (1) Верхний шланг радиатора;
- (2) Шланг перепуска охлаждающей жидкости;
- (3) Шланг отопителя;
- (4) Шланг подачи охлаждающей жидкости к клапану управления холостым ходом;
- (5) Два шланга системы улавливания паров топлива (если установлены).
в) Отверните две гайки, снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости и прокладку.
7. Снимите трубку перепуска охлаждающей жидкости.
а) Отсоедините следующие шланги:
- (1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
- (2) Шланг отопителя от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
- (3) (Модели с маслоохладителем) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости от маслоохладителя.
б) Отверните два болта и две гайки.
в) Отсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости от крышки насоса охлаждающей жидкости, и снимите ее.
г) Снимите прокладку и кольцевое уплотнение.
8. Снимите корпус дроссельной заслонки.
а) Отсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки.
- (2) Разъем клапана управления холостым ходом.
б) Отсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера от корпуса дроссельной заслонки.
- (2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга от корпуса дроссельной заслонки.
- (3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг от корпуса дроссельной заслонки.
- (4) Вакуумный шланг от трубки.
в) Отверните четыре болта или два болта и две гайки.
д) Снимите корпус дроссельной заслонки и прокладку.
9. Снимите левый крюк для подъема двигателя и кронштейн №2 впускного коллектора, отвернув болт и гайку.
10. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор.
а) Отсоедините следующие шланги:
Примечание: промаркируйте краской все шланги перед снятием, для правильной установки.
- (1) Вакуумный шланг от канала "Е" электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
- (2) Вакуумных шланг от канала "G" электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
б) Ослабьте накидную гайку трубки системы рециркуляции OR отверните две гайки, и снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов, вакуумный модулятор, вакуумные шланги и прокладку.
11. Снимите кронштейн №1 впускного коллектора, отвернув два болта.
12. Отсоедините следующие разъемы и гровод:
- (1) разъем датчика детонации;
- (2) (Модели с системой рециркуляции ОГ) разъем электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ;
- (3) провод "массы".
13. Снимите вакуумную трубку.
Примечание: промаркируйте краской все шланги и трубки перед снятием, для правильной установки.
а) Отсоедините следующие шланги:
- (1) вакуумный шланг от регулятора давления топлива.
- (2) вакуумных шланг (от газового фильтра).
- (3) воздушных шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя (от впускного коллектора).
- (4) воздушных шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера (от вакуумной трубки).
(5) два вакуумных шланга клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя (от воздушной трубки).
б) Отверните два болта и снимите вакуумную трубку.
14. Отсоедините шланг подачи топлива от топливного коллектора, предварительно сбросив давление из бензобака.
а) Отсоедините зажим жгута проводов двигателя от кронштейна.
б) Используя специнструмент, ослабьте демпфер пульсаций давления топлива.
в) Снимите демпфер пульсаций давления топлива и две прокладки и отсоедините шланг подачи топлива от топливного коллектора.
15. Отсоедините шланг возврата топлива от возвратного топливопровода.
16. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ, отвернув болт.
17. Снимите впускной коллектор.
а) Отсоедините следующие шланги, предварительно промаркировав их:
- (1) шланг системы вентиляции картера (от впускного коллектора),
- (2) вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера (от впускного коллектора),
- (3) вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе от газового фильтра,
- (4) вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов (от впускного коллектора).
б) Отсоедините два зажима защиты жгута проводов двигателя от болтов крепления верхней крышки ремня привода ГРМ, в показанной на рисунке последовательности.
в) Отсоедините два зажима жгута проводов двигателя от кронштейна крепления на впускном коллекторе.
г) Отверните шесть болтов, две гайки, и снимите впускной коллектор и прокладку.
18. Снимите топливный коллектор и форсунки.
а) Отсоедините разъемы форсунок.
б) Отверните два болта и снимите топливный коллектор вместе с форсунками.
Примечание: будьте осторожны не уроните форсунки при снятии топливного коллектора.
в) Снимите изоляторы и проставки с головки блока цилиндров.
г) Снимите форсунки с топливного коллектора.
д) Снимите кольцевое уплотнение и уплотнительную втулку с каждой форсунки, если при установке будете заменять их новыми.
19. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
а) Снимите верхнюю крышку ремня привода ГРМ, отвернув 5 болтов и снимите две прокладки.
б) Ослабьте болт крепления натяжного ролика и отожмите ролик влево, стараясь не повредить поверхность ремня, и затяните болт.
в) Снимите ремень привода ГРМ со шкива.
г) Закройте тряпкой отверстие (под нижней крышкой), чтобы туда ничего не попало.
20. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, с помощью специнструмента и отвернув болт.
21. Снимите натяжной ролик и пружину, отвернув болт.
22. Снимите заднюю крышку ремня привода ГРМ, отвернув четыре болта.
Примечание:
Удерживайте ремень привода ГРМ, так чтобы зубчатый шкив коленчатого вала и ремень не перемещались.
- Быть осторожны, не уроните что-нибудь внутрь крышки ремня привода ГРМ.
- Не допускайте контакта ремня с маслом, водой или пылью.
23. Снимите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, отвернув три болта.
24. Снимите датчик давления масла.
25. Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания, крышку головки блока цилиндров и прокладку.
Примечание: расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности снятия, для правильной их установки, чтобы минимизировать возможность утечки масла.
26. Снимите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.
а) Отверните болт и снимите зажимы высоковольтных проводов (1).
б) Снимите клапан системы вентиляции картера (2), шланг (3) и уплотнение (4).
в) Снимите шланг системы вентиляции картера (3).
27. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
а) Гаечным ключом проверните распределительный вал на 2-3 оборота, предварительно проверните коленчатый вал так, чтобы поршни встали в среднее положение. Нанесите метки краской на шкив коленчатого вала, для последующей установки.
б) Найдите на шестернях установочные метки и отметьте их маркером.
в) Установите распределительные валы в исходное положение и измерьте тепловые зазоры в клапанах, с тем чтобы, при сборке их сразу отрегулировать,
А. Снимите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так, чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было на 10 - 45° до установки в ВМТ, как показано на рисунке.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала выпускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом.
Рекомендуемый технологический болт: диаметр резьбы 6 мм
- шаг резьбы — 1,0 мм
- длина болта — 16-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой шайбы вспомогательной шестерни.
в) Отверните два болта и снимите крышку заднего подшипника.
г) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №2 и №4 в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №3 на этой операции.
д) Снимите крышки подшипников №1, №2 и №4.
е) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №3.
ж) Снимите крышку подшипника №3 и распределительный вал выпускных клапанов.
Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №3 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
В. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №1 и №3 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Отверните два болта, снимите крышку переднего подшипника и сальник.
в) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №3 и №4 в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №2 на этой операции.
г) Снимите крышки подшипников №1, №3 и №4.
д) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №2.
е) Снимите крышку подшипника №2 и распределительный вал.
Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №2 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
30. При необходимости разберите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите распределительный вал в тиски, как показано на рисунке Примечание: не повредите распределительный вал, так как он хрупкий.
б) Вставьте технологический бот (А) в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, и снимите технологический болт (В).
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
д) Снимите:
- (1) Пружинную шайбу;
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала;
- (3) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
31. Снимите головку блока цилиндров.
а) Равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
б) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите ее на верстак, подложив деревянные бруски и ветошь.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.