Примечание: проверку и регулировку зазора в приводе клапанов производите на холодном двигателе.
Двигатели 3S-FE, 4S-FE
1. Снимите кронштейн троса привода дроссельной заслонки (если мешает снятию головки блока цилиндров).
а) Отсоедините тросы управления от тяги дроссельной заслонки.
б) Отверните два болта и снимите кронштейн крепления троса привода акселератора.
2. Снимите крышку головки блока цилиндров.
а) Отсоедините четыре высоковольтных провода от зажима, на крышке головки блока цилиндров.
б) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки. Не натягивайте высоковольтные провода.
Примечание: натяжение или изгиб проводов может вызвать их внутренние повреждения.
в) Отсоедините два шланга системы вентиляции картера от впускного коллектора и крышки головки блока цилиндров.
г) Отсоедините шланг возврата рабочей жидкости насоса гидроусилителя от защиты жгута проводов.
д) Снимите два зажима защиты жгута проводов от болтов крепления крышки №2 ремня привода ГРМ, в показанной на рисунке последовательности.
е) Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания, крышку головки блока цилиндров и прокладку.
Примечание: расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности обратной снятию, для правильной их установки, чтобы минимизировать возможность утески масла.
3. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с установочной меткой "0" на нижней крышке ремня привода ГРМ.
б) Проверьте, чтобы толкатели клапанов цилиндра №1 были свободны, а толкатели клапанов цилиндра №4 — зажаты.
Если нет, поверните коленчатый вал один оборот (360°) и совместите метку как указывалось выше.
4. Проверьте зазор в приводе клапанов.
а) Проверьте зазор в приводе клапанов, обозначенных на рисунке.
- Используя щуп, измерьте зазор между толкателем и распределительным валом.
- Запишите результаты — измерений зазора в приводе клапанов. Они будут использоваться позже для определения необходимой регулировочной шайбы при замене.
Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
- впускные — 0,19-0,29 мм
- выпускные — 0,28 - 0,38 мм
б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки как указывалось выше.
в) Измерьте зазор в приводе клапанов обозначенных на рисунке.
5. Отрегулируйте зазор в приводе клапанов.
а) Снимите регулировочную шайбу.
- Поверните коленчатый вал так, чтобы рабочий выступ кулачка распределительного вала находился наверху.
- Расположите толкатель, как показано на рисунке.
Используя специнструмент (А), прижмите толкатель, и разместите специнструмент (В) между распределительным валом и толкателем.
Снимите специнструмент (А).
Снимите регулировочную шайбу с помощью маленькой отвертки и магнитного стержня.
б) Определите размер новой регулировочной шайбы следующим методом:
Используя микрометр, измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
Вычислите толщину новой регулировочной шайбы тек, чтобы клапанный зазор находился в пределах указанных значений.
Толщина снятой регулировочной шайбы — Г
Измеренный зазор в приводе клапанов — А
Толщина новой регулировочной шайбы — N
- впускной — N = Т + А (- 0,24 мм)
- выпускной — N - Т + А (- 0,33 мм)
Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной как можно ближе к расчетному значению.
Примечание: регулировочные шайбы имеют 17 размеров (значений толщины) от 2,50 мм до 3,30 мм через 0.05 мм.
в) Установите новую регулировочную шайбу в толкатель. Используя специнструмент (А), прижмите толкатель, и снимите специнструмент (В).
г) Повторно проверьте зазор в приводе клапанов.
6. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите старый уплотнительный материал и нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.
б) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
в) Установите крышку головки блока цилиндров и четыре уплотнения трубок свечей зажигания, затянув гайки.
Момент затяжки — 23 Нм
г) Установите защиту жгута проводов двигателя, затянув два болта крепления к верхней крышке ремня привода ГРМ, в последовательности обратной снятию.
д) Установите шланг возврата рабочей жидкости насоса гидроусилителя к защите жгута проводов.
е) Подсоедините два шланга системы вентиляции картера к впускному коллектору и крышке головке блока цилиндров.
ж) Установите высоковольтные провода в зажим, на крышке головки блока цилиндров и подсоедините их к свечами зажигания.
з) Установите две прокладки на крышку головки блока цилиндров
и) Установите крышку головки блока цилиндров, шайбы и затяните винты в несколько подходов.
7. Установите кронштейн троса привода дроссельной заслонки, затянув два болта и подсоедините тросы управления к тяге дроссельной заслонки.
Двигатель ЗС-Т
1. Отсоедините трос акселератора
2. Снимите четыре зажима и отсоедините жгут проводов.
3. Отсоедините два вакуумных шланга
4. Отсоедините шланг вентиляции картера.
5. Отверните три болта и отодвиньте вакуумную трубку в сторону.
Примечание: не отсоединяйте вакуумный шланг.
6. Отверните два болта, снимите два зажима и отделите боковую защитную крышку от правого переднего крыла.
7. Снимите крышку головки блока с вакуумным насосом
а) Снимите заглушку крышки №2 ремня привода ГРМ.
б) Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке пока метка на шкиве распредвала не установиться внизу.
В этой позиции поршень вакуумного насоса находится в НМТ и сжатие пружины становится наименьшим.
1 - предохранительный клапан,
2 - поршень,
3 - шток,
4 - подшипник,
5 - кулачок вакуумного насоса,
6 - распределительный вал,
7 - пружина,
8 - крышка головки блока.
в) Отверните два болта крышки №2 ремня привода ГРМ.
г) Отверните болт крепления жгута проводов.
д) Отверните 10 болтов и снимите крышку с насосом.
8. Измерьте зазоры в клапанах.
- Впускных — 0,20-0,30 мм
- Выпускных — 0,25-0,35 мм
9. Регулировка тепловых зазоров в клапанах.
а) Поверните коленчатый вал так, чтобы выступ кулачка распределительного вала был направлен вверх.
б) Расположите выемку в толкателе клапана так, чтобы она была обращена в сторону впускного коллектора.
в) Используя специальное приспособление (А), нажмите вниз на толкатель клапана и установите специальное приспособление (В) между распределительным валом и толкателем клапана.
г) С помощью маленькой отвертки и магнитного стержня удалите старую регулировочную шайбу.
д) Измерьте микрометром толщину снятой регулировочной шайбы. Подсчитайте толщину новой регулировочной шайбы таким образом, чтобы расчетный зазор удовлетворял приведенным в технических условиях значениям:
- Т — толщина снятой шайбы, мм
- А — измеренный зазор, мм
- N — толщина новой шайбы, мм
- Впускной клапан — N = Т + [ А - 0,25 мм]
- Выпускной клапан — N =Т + [А - 0,30 мм]
Подберите регулировочную шайбу толщиной, наиболее близкой к расчетной.
Примечание: регулировочные шайбы бывают 25 размеров: от 2,20 мм до 3,40 мм с шагом 0.05 мм. Толщина отштамповывается на шайбе.
е) Установите новую регулировочную шайбу в толкателе клапана.
ж) Используя специальное приспособление (А), нажмите вниз на толкатель клапана и снимите приспособление (В).
Снова проверьте зазор в клапане.
10. Установка крышки головки блока цилиндров в сборе с вакуумным насосом.
а) Установите шкив распределительного вала меткой вниз.
б) Удалите остатки старого герметика.
в) Нанесите герметик на головку цилиндров в местах, указанных на рисунке.
г) Установите крышку головки блока, закрепив десятью болтами.
- Момент затяжки — 13,5 Нм
д) Затяните болт крепления жгута проводов.
е) Установите и затяните два болта крышки №2 ремня привода ГРМ.
Момент затяжки — 7,5 Нм
11. Установите боковую защитную крышку на правое переднее крыло, закрепите ее болтами и зажимами
12. Пододвиньте на место вакуумную трубку. Затяните три болта.
Момент затяжки — 7,5 Нм
13. Подсоедините шланг вентиляции картера.
14. Установите жгут проводов и закрепите его четырьмя зажимами.
15. Подсоедините два вакуумных шланга.
16. Подсоедините трос акселератора.